Собирать, изучать, экспонировать

museum-research Музей как социальный институт

Музееведческая мысль в России XVIII–XX веков: Сборник документов и материалов/ Под ред. Э.Шулепова. – М.: Этерна, 2010. – 960 с.

Как пишет ответственный редактор, автор-составитель сборника Элеонора Шулепова, формула (тетрада) «собирать, изучать, хранить, экспонировать объекты предметного мира человека» до сих пор так же прочна и незыблема в музееведении, как в архитектуре – витрувиальная триада пользы, прочности и красоты. Интересно, что в одном из аспектов этой тетрады музееведение представляет собой изучение изучения объектов предметного мира, то есть относится к разряду наук второго порядка, или метанаук. Уже одно это не позволяет отмахнуться от музееведения как от периферийной отрасли гуманитарного знания.

Сборник состоит из двух частей. В первой собраны воедино и представлены в хронологической последовательности выдержки из сочинений, раскрывающие процесс формирования музееведческих взглядов в России с начала XVIII века до конца 1980-х годов. Критерий отбора текстов – их значение для развития музейного дела и науки о музеях. А также личность их создателя, внесшего значительный вклад в развитие отечественного музейного дела. При публикации сохранены стилистические и орфографические особенности.

Вот, например, выдержка из письма Юрия Кологривова Петру I от 17 марта 1719 года о покупке Венеры Таврической: «<…> на сих днях купил я статую марморову Венуса старинную <Венеру Таврическую> и найдена с месяц, как могу хоронюся от известного охотника и скульптору которому вверил починить ее, не разнит ничем противу Флоренской славной, но еще лутче тем что сия целая, а Флоренская изломана во многих местах, у незнаемых людей попалась и ради того заплатил за нее девяносто шесть ефимков». Нужно ли говорить, что Венера Таврическая до сих пор считается самым ценным произведением античной скульптуры, привезенным в Россию? Благодаря агентской деятельности Кологривова были составлены и значительно приумножены дворцовые коллекции, в том числе ансамбль Летнего сада, который был заложен в 1704 году и постепенно приобрел значение музейного комплекса.

Среди авторов текстов – историк Василий Татищев и ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов («О собирании образцов минералов», 1761), основатель эмбриологии Карл Бэр и филолог и искусствовед Иван Цветаев, философы Николай Федоров («Музей, его смысл и назначение») и о. Павел Флоренский («Храмовое действие как синтез искусств», 1918). Раскрываются такие темы, как комплектование сначала губернских и земских, а потом областных музеев, эволюция во взглядах на образовательное значение музеев, идея детских музеев, к сожалению, не получившая в России значительного развития, методика экспозиционной работы и художественной экскурсии и т.д.

Во второй части книги (и тоже впервые с такой полнотой) представлены основные нормативно-правовые акты России и документы в области сохранения историко-культурного наследия. По мнению составителей, они раскрывают сложный процесс поиска оптимальных путей сохранения и трансляции наследия России на различных исторических этапах.

Текст: Евгений Михайлов

Источник: НГ Ex Libris