Постмодернизм в русской литературе: теория и практика

Иллюстрация: softarchive.net
Иллюстрация: softarchive.net

Валерий Даниленко. Постмодернизм в русской литературе: теория и практика

Что такое постмодернизм? В словаре культурологических терминов читаем: «Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в., всю сумму культурных настроений, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры. Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определённое отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х годов, в эпоху культурного кризиса в США. В целом постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Всё это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишён стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексирующего ума. Подлинный мир постмодернизма — лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм ещё не сказал» (1).

Из такого расплывчатого определения постмодернизма мы можем сделать и другой вывод: окончательное слово ещё не сказано и о самом постмодернизме. В этом определении проскакивают такие характеристики постмодернистского искусства, как: 1) его преемственность по отношению к модернизму; 2) размытость границ между искусством и другими сферами культуры; 3) целостное, но поверхностное представление о мире; 4) конформизм по отношению к окружающей жизни; 5) «лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла». Даже и из этих признаков постмодернистского мировоззрения вырисовывается не очень весёлая картинка (по крайней мере начиная с третьего пункта), но она станет ещё более печальной, если мы укажем на главную, ведущую черту постмодернизма, о которой не упоминается в данном определении, — на его инволюционизм. Инволюционизм был характерен для модернизма, что мы видели на примере русского футуризма с его стремлением разрушить искусство. Инволюционизм унаследован от модернизма и постмодернизмом. Из него вытекают и размытость границ между искусством, религией, наукой и другими сферами культуры, что свидетельствует о кризисе искусства в области его собственных форм, и поверхностное представление о мире, и конформизм (т. е. пассивность и приспособленчество) его представителей по отношению к окружающей жизни, и тяга к бессмысленности.

В приведённом определении постмодернизма нет имени ни одного из его представителей в искусстве. Осторожность никогда не помешает. Но другие авторы забывают об этом мудром совете и относят, например, к постмодернистам таких поэтов, как И. Жданов, А. Еремёнко, А. Парщиков и др. На сайте «Постмодернизм на уроках литературы», откуда я взял эти фамилии, подчёркнуты такие особенности постмодернизма в современной поэзии: «1. В современной поэзии чувство вытесняется разумом, душа — интеллектом. 2. Поэты связывают, сталкивают слова не по их значению, а, как правило, по каким-то произвольным признакам. 3. Поэтов роднит ощущение конца эпохи. 4. Ирония стала едва ли не единственным способом восприятия и осмысления мира. 5. Поэты часто полагаются на скрытые возможности языка, экспериментируют со словом. 6. Порой не признают знаков препинания. 7. Пытаются примирить «высокий» язык поэзии с «низким» языком улиц и кухонь. 8. Постмодернизм утверждает, что всё уже давно изобретено, поэтому создавать что-либо новое лучше из «осколков» уже существующего» (2).

Эта картинка ещё менее весёлая, чем предшествующая. Но она, как мне кажется, в большей мере, чем вышеприведённая, указывает на преемственность постмодернизма и модернизма. Во всяком случае, мы помним, как футуристы призывали в своих манифестах: 1) к отказу от души; 2) к отказу от смысловых связей между словами; 3) к ироническому отношению к миру, включая своих великих предшественников в области литературы; 4) к экспериментированию над языком, в котором они достигли небывалых успехов; 5) к свободному обращению не только со знаками препинания, но и с русским языком в целом. Преемственность в этих шести пунктах налицо! Вот только с последним пунктом постмодернистской поэтики футуристы явно не согласились бы. С присущей им самоуверенностью они искали новые формы в поэзии, а что же мы видим здесь? Всё уже давно изобретено, всё уже известно, поэтому паразитируй на старом, делай римейк. Выходит, к старой литературе современные поэты-постмодернисты относятся с бóльшим уважением, чем футуристы! А из чего бы тогда собирать «осколки»? Правильно, из уже существующего. Вот таким, например, образом: «И долго буду тем любезен я и этим» или: «Кто был ничем, тот стал никем». Приведу некоторые примеры «осколочной» поэзии Александра Ерёменко:

Играет ветер, бьётся ставень,
А мачта гнётся и скрипит.
А по ночам гуляет Сталин,
Но вреден север для меня.

***
И я там был, мед-пиво пил,
Изображая смерть и муку,
Но кто-то камень положил
В мою протянутую руку.

Разумеется, не вся постмодернистская поэзия «осколочная», но я привёл эти строчки не случайно: они указывают на внутреннюю пустоту многих современных поэтов с полной очевидностью. А вот вам и другие подтверждения этой пустоты.

Послание Ленке

Леночка, будем мещанами!
Я понимаю, что трудно,
что невозможно практически это.
Не поддаваться давай… Канарейкам
Свернувши головки,
здесь развитой романтизм воцарился,
быть может, навеки.
Соколы здесь, буревестники все,
в лучшем случае — чайки.
Будем с той голубками с виньетки.
Средь клёкота злого
будем с тобой ворковать,
средь голодного волчьего воя
будем мурлыкать котятами в тёплом лукошке.
Не эпатаж это — просто
желание выжить

(Тимур Кибиров)

До слова

Ты — сцена и актёр в пустующем театре.
Ты занавес сорвёшь, разыгрывая быт,
и пьяная тоска, горящая, как натрий,
в кромешной темноте по залу пролетит.
Тряпичные сады задушены плодами,
когда твою гортань перегибает речь
и жестяной погром тебя возносит в драме
высвечивать углы, разбойничать и жечь.
Но утлые гробы незаселённых кресел
не дрогнут, не вздохнут, не хрястнут пополам,
не двинутся туда, где ты опять развесил
краплёный кавардак, побитый молью хлам.
И вот уже партер перерастает в гору,
подножием своим полсцены охватив,
и, с этой немотой поддерживая ссору,
свой вечный монолог ты катишь, как Сизиф.
Ты — соловьиный свист, летящий рикошетом.
Как будто кто-то спит и видит этот сон,
где ты живешь один, не ведая при этом,
что день за днём ты ждёшь, когда проснётся он.
И тень твоя пошла по городу нагая
цветочниц ублажать, размешивать гульбу.
Ей некогда скучать, она совсем другая,
ей не с чего дудеть с тобой в одну трубу.
И птица, и полёт в ней слиты воедино,
там свадьбами гудят и лёд, и холода,
там ждут отец и мать к себе немого сына,
а он глядит в окно и смотрит в никуда.
Но где-то в стороне от взгляда ледяного,
свивая в смерч твою горчичную тюрьму,
рождается впотьмах само собою слово
и тянется к тебе, и ты идёшь к нему.
Ты падаешь, как степь, изъеденная зноем,
и всадники толпой соскакивают с туч,
и свежестью разят пространство раздвижное,
и крылья берегов обхватывают луч.
О, дайте только крест! И я вздохну от боли,
и продолжая дно, и берега креня.
Я брошу балаган — и там, в открытом поле…
Но кто-то видит сон, и сон длинней меня…

(Иван Жданов. Фоторобот запретного мира)

***

Смерть

это белая бабочка ночью на стуле
Ночью в саду темнота
три кота и ведро с купоросом
Выдь на дорогу
Нудит циркулярка над лесом
словно тряпичная баба
качает дитя на вокзале…

(Нина Искренко)

***

съедобны мы Твои народы
на языке твоём растаяв
рецепт невиданной свободы
голодным ангелам оставил

***
дела твои прозрачны Боже
слова темны, а дни прохладны
я чувствую мороз по коже
одежды шелест шоколадный

(Виктор Кривулин)

***
Жил на свете мусор бедный…
Ей Достоевский застудил…
Достоевский сюда не отсюда смотрели…
Бедная власть! не полюбишь тебя добровольно…
Застыдили. Зарделась: «ЛЮБЛЮ!»
А глаза-то, глаза!..
Смотря кому достанется кусок…
Добровольные сумерки знают…
Глаза — как Лермонтов готовый умереть
Не куском же из память самым живым…
Не знаю… когда-нибудь после, потом…

(Виктор Кривулин. Три венка сонетов)

Из всех этих стихотворений мне больше всего понравилось первое — Т. Кибирова. В нём автор призывает Ленку к инволюционному возврату в царство животных, но вовсе не к свиньям, как мечтал Алексей Кручёных, а к голубкам и котятам «в тёплом лукошке». Речь идёт, таким образом, о возврате к животным, но покоящимся в тепле и комфорте. А. Кручёных, как мы помним, довольствовался грязным загоном для свиней. Выходит, между Кручёных и Кибировым имеется существенная разница. Что же, цивилизационый прогресс налицо! Однако наибольших успехов в постмодернистской поэзии достиг Д.А. Пригов.

Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007). Учился в МВХПУ (бывш. Строгановское). В 1975 году был принят в члены Союза художников. На родине до 1986 года не выставлялся и не печатался. К настоящему времени его книги изданы в Германии (5 книг), Англии, Франции, Италии. В России увидели свет «Слёзы геральдической души» (1990), «Пятьдесят капелек крови» (1993), «Явление стиха после его смерти» (1995). Какие душещипательные названия! А какие в этих книжках «шедевры»! Чтобы вы сами это почувствовали, приведу здесь только некоторые из них.

Два стиха, надо полагать, о В.И. Ленине:

* * *
Когда звонят и на порог
Пленительный и белоснежный
Является единорог
И голосом безумно нежным
Он говорит: Пойдём мой милый
Я покажу тебе могилу
Ленина —
Не верь! не верь — он есть тайна
смертной доблести, а не рыцарской!
не его дела над этими вещами покров приподнимать!

* * *
В снегах ли русских под Рязанью
В степях калмыцких под Казанью
В горах ли тайного Аленина
Или в песках под дикой Яффой
Вдруг выплывет могила Ленина
И строго скажет: Маранафа! —
И произойдёт.

2. Два стиха, надо полагать, о любви:

* * *
В ночной прохладе я стояла
Светало, но я всё стоял
Но как-то вдруг тревожно стало
Я глянул вверх и увидал —
Бог надо мною умирал
Прекрасный
Я глянула — да я сама
Умирала
Вследствие

* * *
— Смотри! — она мне говорит
Вот это грудь! — и мою руку
Кладёт на грудь — А это вот
Живот и ниже! — мою руку
Кладёт на выпуклый живот
А после опускает ниже
А после говорит: И вот
Вот так я и живу! — Я вижу
Как живёшь! — отвечаю
И задумываюсь

3. Две, надо полагать, сказочки:

* * *
Разреши мне, матушка
Дикого медведюшку
В гости к нам привесть!
Ох ж ты, моя деточка
Глупая кровиночка
Он же нас поесть! —
Так и есть
Съел
Права была матушка

* * *
Близь немецкой деревушки
Девушки-подружки
Бела козлика поймали
За крутые рожки
Они вот его ласкают
Тихо обнимают
Чем-то жёлтым поливают
И коричневым и мягким
Чем-то натирают
Ты лети, наш голубочек
А и полетел он
Только стал он своим телом
Вдруг каким-то очень
Неприкасаемым
Для женских касаний —
Чисто могила Ленина

4. Разное:

Я стал стыдиться своих ног и рук
Я прятал их, обматывал бинтами
Скрывался под огромными зонтами
Чёрными
И мысль спасительная приходила вдруг:
Схватить топор и отрубить их прочь
И приходил в себя внезапно — ночь
Стояла

* * *
Вокруг Она стоит у двери туалета
Переминаясь и торопит: Это… это!
Скорей! —
Выходишь — она внутрь вбегает
И
Одним глотком из унитаза выпивает
Всю скопившуюся там кровь

Вот такая, с позволения сказать, поэзия! Многие из приведённых мною стихов я взял из 9-го тома «Энциклопедии для детей» (!), посвящённого русской литературе ХХ века (3). Мы найдём в ней ещё одно определение постмодернизма. Процитирую самое интересное из него: «До ХХ века поэзия воспринималась как отражение высших, абсолютных ценностей Красоты, Добра, Истины. Поэт был их служителем-жрецом… Постмодернизм отменил все высшие идеалы. Потеряли смысл понятия высокого и низкого, прекрасного и безобразного. Всё стало равнозначно и всё одинаково дозволено…» (2;501). Это написано для детей, и мы должны были бы ожидать от автора заметки о постмодернизме, цитату из которой я только что привёл, какой-то осуждающей оценки в адрес жизненной позиции его представителей. Ничего подобного! Это вам не Корней Чуковский пишет, а Мария Максимова. Ей дела нет до осуждения разрушительной сущности постмодернизма, которому, как она сообщает нам, «всё дозволено» и который в такой мере потерял ценностные ориентиры в жизни, что его представителям, как зайцам из известной песни, исполняемой Юрием Никулиным, всё равно — красота и безобразное, добро и зло, истина и ложь. Они их деконструируют. Выходит, что и самой М. Максимовой всё равно! Выходит, что и она пребывает в постмодернистском состоянии. Нет, это вам не Корней Чуковский, который позволял себе давать нелицеприятную оценку футуристам, современником которых он был и многим из которых тоже было всё равно (вспомните хотя бы И. Северянина с его «Я славлю восторженно Христа и Антихриста… Голубку и ястреба!.. Кокотку и схимника»).

А каких современных писателей наши критики относят к постмодернистам? Обратимся снова к сайту «Постмодернизм на уроках литературы». Мы находим там В. Пелевина, С. Соколова, С. Довлатова, Т. Толстую и В. Сорокина. Но М. Эпштейн, М.Н. Липовецкий, А.С. Карпов и другие критики добавляют к этому списку В. Ерофеева (не путать с Венедиктом Ерофеевым, автором «сентиментального путешествия» «Москва — Петушки»), А. Битова, А. Синявского, В. Пьецуха, В. Войновича, В. Аксёнова, Л. Петрушевскую и др. А вот какие признаки постмодернистской прозы мы обнаруживаем на упомянутом сайте: «1) подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста; 2) попытка передать своё восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения; 3) скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии; значимость, самоценность текста («авторитет письма»); 4) подчёркивание условности художественно-изобразительных средств («обнажение приёма»); 5) сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох» (2).

Две идеи здесь главные — хаотическая и нигилистическая. Последняя распространяется на предшествующую литературу. Здесь постмодернисты солидарны с модернистами, которые собирались, как мы помним, сбросить с «корабля современности» А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других гениев русской литературы. Что же касается хаоса, то и он был характерен для модернистов, поскольку они звали от цивилизации к дикости, т. е. шли по инволюционному пути, а предельной точкой инволюции и является хаос.

Выходит, типологически модернизм и постмодернизм — одного поля ягода. Иначе говоря, постмодернисты — это воскресшие модернисты. У них одна сущность — инволюционизм. Это и понятно, инволюционизм есть движение вспять, а что это значит? Разрушить то, что есть, и возвратиться — в идеале — к хаосу. В этом состоит сущность инволюционизма, а проявляется она в разных сферах культуры в особых формах. В религии — в своих, в науке — в своих, в нравственности — в своих, в политике — в своих и т. д. Но суть везде одна — разрушение той области культуры, в которой оказались люди с инволюционистским типом мировоззрения (в религии, науке, нравственности, политике и т. д.), и возврат к хаосу. Хаос есть предельная мечта инволюциониста. Но обычно он застревает на полпути к её осуществлению: до первозданного хаоса не добирается, а застывает где-нибудь на уровне животного биогенеза или первобытной дикости. Если даже и к ним возвратиться не удаётся, то можно воспользоваться их суррогатом, т. е. представить в виде хаоса определённый период человеческой истории. Например, поместив в синхронную плоскость героев, живших в разное время, или смешав реальный мир с виртуальным, фантастическим. Но можно это делать так, как Данте Алигьери или Михаил Булгаков, — с культуросозидательной целью, а можно и с другой целью — разрушительной, как это делают постмодернисты.

Вся проблема в том, что нельзя представлять себе модернизм или постмодернизм как абсолютную хаотизацию наших представлений о мире. В идеальном виде такая хаотизация существует лишь в теории, а в конкретных произведениях искусства она представлена лишь в виде тенденции, сосуществуя с другою — упорядочивающей, созидательной — тенденцией. Абсолютных инволюционистов не бывает ни в искусстве, ни в науке, ни в какой-либо другой сфере культуры. Всё дело в том, чтобы в конкретном произведении искусства суметь увидеть, какая из этих тенденций — созидательная или разрушительная — в нём преобладает. Есть авторы, разрушительная тенденция у которых бросается в глаза (как, например, у модерниста Василиска Гнедова или постмодерниста Владимира Сорокина), но есть и такие, в произведениях которых эту тенденцию трудно признать за господствующую. Критический анализ подобных произведений посилен только таким мудрым критикам, каким был, например, К.И. Чуковский.

Такие критики есть и сейчас, хотя их голос часто заглушается немзерами. К ним относится, например, Анатолий Сергеевич Карпов. Он так охарактеризовал почву, на которой вырос постмодернизм в искусстве, и некоторых её российских представителей: «Специфика постмодернизма в искусстве основательно охарактеризована в работах Р. Барта, Ж. Дерриды, Ю. Кристевой, Ж.-Ф. Лиотара и др. Исходным для его возникновения и становления объявляется отказ от прежних рационалистически обоснованных культурных ценностей, от веры в универсальный характер критериев, основывавшихся на принципах разума и прогресса, в существование причинно-следственных связей меж элементами, составляющими мир, и т. д. В ситуации, которая складывается в литературе — и не только в литературе — в России на рубеже 80-90-х годов, эти тенденции в развитии искусства находят особенно благодатную почву… Крах идеалов отзывается отказом от упорядоченности в свете не только идеологии, но также этики и эстетики, в результате чего прежняя системность сознания сменяется мозаичностью, фрагментарностью. Стремление к натуралистической обнажённости при изображении реальности соединяется со стремлением выйти за её (реальности) пределы в области мистического (Л. Петрушевская, В. Орлов) — так обнаруживает себя желание найти более глубокие, лежащие на уровне естественного, инстинктивного, основания и причины человеческого существования в условиях, когда задача жить сменяется необходимостью выжить. Возникающее в постсоветскую эпоху состояние мира может быть охарактеризовано как хаотическое… Ощущение самодостаточности может отзываться в литературе убеждённостью в необходимости «полного разрыва с традиционной литературой» (Вик. Ерофеев). И — столь часто встречающимся стремлением сделать сюжетным центром произведения творческий акт, закрепляя тем самым «концепцию автономности творческого сознания» (М. Липовецкий). Тяга к метарассказу актуализируется в искусстве постмодернизма, где главным героем (у А. Битова, С. Соколова, Ю. Буйды и др.) оказывается писатель и его взаимоотношения не столько с реальной действительностью, сколько с текстом, служащим сюжетной основой произведения. Но такая замкнутость литературы на себя ведёт, с одной стороны, к убеждению в возможности представить «мир как текст», а с другой — к сведению «главной проблематики творчества» к взаимодействию «тела и текста» (Вл. Сорокин). И если в первом случае центральным персонажем произведения поистине является homo sapiens, т. е. человек разумный, мыслящий, то во втором — отправляющий физиологические потребности. И это отнюдь не метафора по отношению к сочинениям Вл. Сорокина, которые — ещё не будучи напечатанными — оказывались в числе претендентов на престижную литературную премию Букера… Об упомянутой потребности адепты постмодернизма (являющегося, если верить Вик. Ерофееву, «настоящим проявлением свободы», до которой «ни критик, ни читатель ещё … не дошёл») твердят часто, обуреваемые, по собственному признанию, желанием сокрушить свойственную русской литературе духовность — «пафос постижения мира, пафос Достоевского, Пушкина, пафос приоритета духовных поисков над поисками физиологическими» (Яркевич). О том, как протекает процесс смены упомянутых приоритетов, особенно отчётливое представление даёт творчество Вик. Ерофеева. При встрече с самодовольным героем (а в постмодернистском искусстве он принципиально отождествляется с автором) его сочинений трудно не вспомнить о трагической фигуре центрального персонажа поэмы Вен. Ерофеева «Москва — Петушки», страшной ценой расплатившегося за несовершенство мира» (4).

В работе «Русский постмодернизм» М.Н. Липовецкий анализирует исследования зарубежных авторов о постмодернизме в литературе — учение Р. Барта об интертекстуальности, в соответствии с которым всякий текст связан тысячами нитей с другими текстами, теорию Б. Гройса о стратегии автора постмодернистского текста на нивелировку своего присутствия в тексте, учение Й. Хейзинги об игре как главном факторе культурогенеза и др. Среди теоретиков постмодернизма М.Н. Липовецкий совершенно справедливо ставит на первое место тех, кто увидел главную черту постмодернистского (авангардистского) сознания — сознательное или бессознательное стремление к хаосу, которое выражается в деиерархизации системных представлений о мире. Он выделил среди них, в частности, Й. Ван Баака. «Как показывает Й. Ван Баак, — писал он, — концепция деиерархизации проявляется на всех уровнях поэтики авангардистского текста: «В предельных случаях деиерархизация может привести к тому, что сочетание элементов авангардистского мира представляется лишённым любой упорядоченности (аномия)». Но при этом все, даже, казалось бы, несоотносимые художественные элементы, находятся в состоянии непрерывного и непримиримого конфликта. В этой конфликтности исследователь видит отличительное качество авангардистской художественности. Постмодернизм, продолжая авангардистскую деиерархизацию, вместе с тем лишает её конфликтности: сочетания разнородных элементов теперь носят сугубо игровой характер, конфликт, если он и есть, то разыгрывается — симулируется, по сути дела. Благодаря постмодернистской игре авангардистская разорванность сменяется неустойчивой, условной, иллюзорной и всё же целостностью игровой вовлечённости, объединяющей гетерогенные элементы и коды текста» (5;19).

Постмодернистская картина мира сориентирована на хаотизацию научной и обыденной картин мира. Вот почему теоретикам пост­модернизма пришлась по вкусу работа бельгийского химика русского происхождения, лауреата Нобелевской премии 1977 года Ильи Пригожина «Порядок из хаоса». Эта работа внушает оптимизм, поскольку её автор показал в ней, что состояние хаоса в той или иной системе рано или поздно переходит в состояние порядка. Экстраполируя эту идею на теорию познания, он пришёл к выводу о том, что и господство плюрализма (хаоса) в сознании людей, принадлежащих к той или иной эпохе, не может со временем не уступить место другой, в которой будет господствовать монизм (порядок). Он писал: «Концепция закона, «порядка», не может более рассматриваться как данная раз и навсегда, и сам механизм возникновения законов порядка из беспорядка и хаоса должен быть исследован… С одной стороны, как отмечалось, мы движемся к плюралистическому миропониманию. С другой — существует тенденция к поиску нового единства внутри явно контрастных аспектов нашего опыта» (5;34).

Выходит, таким образом, что постмодернизм рано или поздно уйдёт со сцены, как ушёл в своё время модернизм, поскольку его ведущая черта — хаотическое мировоззрение. Ему на смену рано или поздно придёт мировоззрение системное, как оно уже давно пришло в науку (в особенности — в синергетику). Постмодернистское искусство ведёт, так сказать, подрывную работу в движении людей к упорядоченной, системной, единой картине мира. Оно достигает определённого результата своими, художественными, средствами. М.Н. Липовецкий так охарактеризовывает постмодернистский метод или стратегию его представителей: «Тесное взаимодействие постмодернистской поэтики с мирообразом хаоса, выразившееся, в частности, в расшатывании и разламывании традиционных структур художественной системы, не обязательно приводит к рассыпанию художественного целого, возможен также путь формирования новой, «ризоматической», системности художественного целого. Эта системность основана на той художественной стратегии, о которой шла речь выше, — стратегии, нацеленной на поиск «рассеянных структур» хаоса, воплощённого в мирообразе культуры и ставшего поэтому субъектом равноправного эстетического диалога с автором. Диалог с хаосом — так можно обозначить эту художественную стратегию…» (5;43).

ЛИТЕРАТУРА

1. Культурология: http://www.countries.ru/library/twenty/index.html
2. http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok18/site/index.html
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век. — М., 1999.
4. А.С. Карпов. Литература распада или распад литературы?: http://websites.
pfu.edu.ru/IDO/period/rudn/n1_98/about.html
5. М.Н. Липовецкий. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.

Текст: Валерий Даниленко

Источник: Литературная учеба (ЛУ №3/2009)