Дьяблоко

// david pham
// david pham

Информационные технологии, как современное древо познания добра и зла

Подобно яблоку с дерева познания в Эдемском саду, которое стало первым в истории человечества предложением, породившем спрос, компания Apple стремится стать первой среди своих конкурентов на рынке.

Бренд Apple гениален и органичен. В его истории естественным образом переплелись и зарифмовались библейская история о яблоке с дерева познания, история взаимоотношений человека и компьютерных технологий, история жизни главы и основателя компании Apple Стива Джобса.

Вспомним, что произошло в Эдемском саду. Жил в раю первый человек Адам. От всякого дерева он мог есть, но с дерева познания добра и зла не мог, ибо было заповедано ему, что «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Затем Бог создал Адаму в помощь жену, которой хитрый змей сказал, что, вкусив плодов с дерева познания добра и зла, они не умрут и что «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Жена этим соблазнилась и соблазнила мужа («и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему и он ел.») За это Бог изгнал Адама с женой из рая возделывать землю, из которой Адам и был взят.

Сегодня деревом познания добра и зла является вся компьютерная отрасль, включающая в себя интернет и информационные технологии. Компьютеры помогают человеку познавать мир, выполнять сложные вычисления, творить, общаться друг с другом, в конечном итоге соблазняют его мыслью стать равным Богу. На роль самого вожделенного плода с этого дерева претендует продукция фирмы Apple. Глава Apple Стив Джобс стремится повторить опыт первого успешного маркетолога в истории человечества Евы и с одноименным продуктом стать самым успешным маркетологом современности. Сам Джобс соблазнен Яблоком давно. С детства его увлекала электроника и компьютеры. Человеческое его волновало меньше. Известно, что долгое время Джобс отказывался признавать отцовство своей первой дочери, но при этом мог назвать себя отцом новой модели компьютера Apple. Компьютеры – религия Джобса. Однажды он даже «крестил» новоиспеченный компьютер, поливая его корпус на презентации минеральной водой Perrier.

В юности Джобс стал идейным фрукторианцем и вегетарианцем. А само имя Стив (Steve) включает в себя имя первой женщины: «Steve» (Ева по-английски Eve). Джобс подобен Еве тем, что он и соблазненный, он и соблазняющий (Адам был только соблазненным). Недаром жизненным девизом Стива является «Оставайся голодным, оставайся безрассудным» (Stay hungry, stay foolish). Другими словами это означает «От яблока откуси, но целиком не съедай», что, по сути, и изображает логотип Apple. А яблоко на логотипе надкушено неспроста. Ведь, «кусок» и «кусать» по-английски – bite, а единица хранения компьютерной информации – byte. Произношение идентично, разница в написании – одна буква.

Теперь о том, чем на самом деле является яблоко. Современное русское слово «яблоко» является урезанным вариантом слова «дьяблоко», образованного в свою очередь от слов «дьявол» и «око». «Око дьявола» то есть. Плод с дерева познания, открывший человеку добро и зло, по сути, есть не что иное, как способность видеть, дар зрения, то есть глаз. Недаром в анатомии есть понятие «глазное яблоко». Орган человеческого тела, который как никакой другой, связан с миром и принадлежит миру не меньше, чем самому человеку, подобно имени, которым чаще пользуются другие, нежели его обладатель.

Дьяблоко – это врата соблазна, через которые вместе со знанием о мире входит и искушение («И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания»). Дьяблоко противоположно оку внутреннему, «оку души», как его называют христиане, «оку сердца», как его называют суфии, или «оку Дао», как его называют даосы. Око души соединено с Богом. Дяьблоко — соединено с миром. Око души знает. Дьяблоко познает. Око души видит. Дьяблоко завидует и ненавидит. Если следовать этой логике до конца, то стоит осторожно заметить, что английское слово «apple», перекликается с русским словом «яблоко», а точнее с его первой частью «ябл» («эппл» — «аппл» — «аббл» — «ябл»), которое как мы выяснили, является усеченным вариантом слова «дьявол», что добавляет существенный штрих к общей картине вопроса.

Теперь о букве «i» в начале названий продуктов Apple. Это не только начальная буква «internet», означающая, что этот продукт имеет доступ к сети. И даже не «i» в значении «я», как символ того, что данный продукт поможет его обладателю индивидуализироваться и персонифицироваться, хотя во многом и это. «i» это, прежде всего «eye», глаз. Имена товаров Apple не просто начинаются с прописной (маленькой) буквы. Они начинаются с точки (с точки над «i»). А с точки они начинаются потому что, во-первых, это начало всякой письменности, всех букв, цифр и символов. Первое прикосновение пера к бумаге, так сказать. Но прежде всего, точка – это зрачок. Зеница ока, или «apple of my eye» по-английски. Глаз «i» больше, чем глаз «eye». Таким образом, Apple, позиционирует себя как новое яблоко, которое, подобно Эдемскому, помогает нам в познании мира, но лишает нас на этот раз уже не только радости райского Богообщения, но и связи друг с другом и даже с самими собой. Связи друг с другом оно лишает нас потому, что подменяет живое общение людей телефонными разговорами, sms-сообщениями, интернет перепиской, общением в социальных сетях, обменом фотографиями, ссылками и так далее. То есть общением быстрым, удобным, но общением суррогатным. Нет нужды вживую общаться с тем, с кем ты и так все время «на связи». А от самих себя новое яблоко отчуждает нас потому, что не со знанием как таковым уже мы имеем дело, а с информацией, которая по современному определению есть «знание, лишенное смысла». Новое яблоко помогает создавать, обрабатывать, хранить и передавать файлы, музыку, видео, тексты, изображения, звуки и так далее и тому подобное, то есть все то, что уже создано человеком и сохранено в цифровом виде, а, следовательно, является информацией, чье определение я дал выше. Из-за обилия информации трудно расслышать внутренний голос. Из-за ее доступности – мыслить самостоятельно. Apple – прекрасный помощник в работе с информацией, и прекрасное средство отчуждения людей друг от друга и от самих себя.

Задача Apple – сделать свои товары, приковывающими неосознанное внимание покупателей. Для этого Apple делает ставку не только на то, что мы видим в мониторе компьютера или гаджета, но и на то, что мы видим за его пределами, то есть на дизайн товара в целом. Его хочется взять в руку, на него хочется смотреть, его хочется показывать, им хочется обладать («приятно для глаз и вожделенно»). А то, что мы видим в мониторе, превосходит по насыщенности, яркости и динамике все, что мы привыкли видеть в окружающем мире. Трава зеленее, а небо голубее на экранах Apple. Именно это во многом и заставляет современных людей, даже на отдыхе в других странах, или на встрече с друзьями большую часть времени устремлять свои взоры в монитор. Неспроста единственная кнопка на таких популярных продуктах Apple, как iPhone и iPad выглядит как вогнутая полусфера с, изображенным на ней белым квадратом с закругленными углами, где полусфера – символ глаза, а квадрат – символ монитора. Это подчеркивает стремление Apple стать той линзой, тем волшебным стеклом, через которое современный человек смотрел бы на мир.

В интернете с недавнего времени появилось достаточное количество карикатур и шуток на тему продукта iGod, который якобы выпустила Apple. В каждой шутки есть доля правды. В конечном счете, стать равными Богу должны были Адам с Евой по внушению змея. Кто знает, каким следующим iТоваром удивит нас Стив Джобс? Точка над «i» в названии продуктов Apple, это та черная дыра, в которую уходит внимание и время современного человека. Точка над «i» – это точка пересечения человеческого и цифрового. Точка над «i» – это последняя точка в тексте бумажной письменности. Точка над «i» – это точка зрения, что прогресс спасителен. Точка над «i» – это точка невозврата в процессе глобальной компьютеризации мира. Точка над «i» – это точка сборки будущей цивилизации. Точка над «i» – это зрачок нового Цифрового Всевидящего Ока.

Текст: Алексей Тетерин

Источник: Частный корреспондент