Отойти от диктатуры

Владимир Яковлев. Фото: chaskor.ru
Владимир Яковлев. Фото: chaskor.ru

Владимир Яковлев – о «Снобе»

На встрече с журналистами и членами клуба «Сноб» главный редактор широко обсуждаемого медийного проекта Владимир Яковлев говорил о трансформации профессии журналиста, источниках дохода в новых медиа и почему он не хочет, чтобы редакция диктовала читателям свои правила игры.

11 мая в одном из клубов на территории бывшей фабрики «Красный октябрь», а ныне – месте, где сконцентрировалась околобогемная, журналистская и тому подобная продвинутая московская тусовка, прошла встреча с главным редактором проекта «Сноб» Владимиром Яковлевым.

Вообще-то разного рода тематические встречи и посиделки членов снобского клуба проходят чуть не по два раза в неделю, но ограничиваются более узким кругом участников проекта. На этот раз на сессию вопросов и ответов главреда пригласили и некоторых журналистов, в число которых попал и «Часкор». Тему встречи обозначили как «поговорить о настоящем и будущем «Сноба» и журналистике в целом».

С первых минут дискуссия плавно спланировала в русло «за что на сайте Snob.ru банят участников дискуссии?». Яковлев открещивался от этих претензий, как мог. По его словам, бан действует только в публичном, редакционном пространстве сайта. В личных блогах работают те правила, которые устанавливают их владельцы. И если им что-то не нравится, ничто не мешает послать оппонента подальше. Впрочем, читатели, очевидно, не делали различия между блогами и редакционными материалами.

Положение читателей и журналистов Яковлев обещает окончательно уравнять к июлю. До сих пор читатели публиковали свои посты в блогах и комментарии самостоятельно, не нуждаясь в каком бы то ни было одобрении со стороны редакции. А тексты корреспондентов, напротив, проходили длинный путь от редактора до корректора. Летом, пообещал главред, журналисты смогут самостоятельно постить тексты на сайт без предварительного одобрения со стороны редактора или кого бы то ни было другого.

Попутно это означает и то, что в «Снобе» упростится процесс отбора текстов: «Когда мы начинали проект, мне казалось, что большой гонорар гарантирует хороший текст. А если хороший текст написан – его будут читать. И то и другое оказалось неправдой. В сегодняшнем интернете понятие «хороший текст» сильно отличается от того, которое было сформировано бумажными СМИ. Мы до сих пор не можем сказать заранее, какой текст будет успешным. В бумажной прессе я знаю, как работают эти закономерности, а в интернете – нет».

Таким образом, сходство журналистов и блогеров растёт, но это никак не помогает определить точное место профессиональных акул пера в новом медийном пространстве.

«Монополии на печатный станок больше нет. Доступ к публикации, к возможности сказать что-то публичное сегодня имеют все. Какова в этой ситуации роль профессионального журналиста, на самом деле сегодня не знает никто. То, что происходит сейчас в медиа, — это выяснение новой роли, нового места журналиста в этой новой реальности, в которой он больше не является представителем читателя и не имеет этой функции. Поэтому в «Снобе» важна сумма мнений журналистов и читателей. Раньше нужно было выбирать, кто прав. А теперь журналист – всего лишь один

из участников дискуссии, который получает зарплату за выполнение некоторых технических функций: сбор материала для статьи, которая служит началом дискуссии, участие в дискуссиях и т.п.», – полагает Владимир Яковлев.

Тем не менее, по его словам, суть журналистской профессии не изменилась: «делать значимое для себя интересным для многих». Если тираж газеты десять штук – делать интересным для десяти человек. Если миллион – то для миллиона.

Попутно Яковлев ответил и на вопрос «а с какой вообще целью создавался «Сноб»?: «Журналистика — диктаторская профессия. Я пишу текст письменно — читатель может ответить мне только устно. Я навязываю своё мнение. Я заметил, что для героя статьи, про которого я пишу, обычно это неприятный опыт. Мне хотелось создать ресурс, устроенный по другим правилам. Я хотел сделать СМИ, не основанное на журналистской диктатуре».

Поэтому, по словам Яковлева, у редакции «Сноба» нет того доминирующего положения над читателями, которое характерно для традиционных СМИ. У журналистов – те же права, что и у подписчиков. Впрочем, тут члены клуба резко возражали: «Редакция выступает не арбитром, а одной из сторон спора, обладая при этом административным инструментом в виде бана. При этом редакция всегда выступает единым фронтом. В такой ситуации здорового состязания мнений быть не может».

Однако журналистика журналистикой, но вопрос о том, на чём могут зарабатывать современные медиа и какой может быть структура их дохода, не менее важен. На вопрос «Часкора» о том, каково финансовое положении «Сноба» Яковлев ответил: «Ни один из известных мне медиапроектов не вернул первоначальные вложения за первые три года существования. В этом году мы выходим в ноль. Наибольший доход приносит реклама на сайте и в журнале. Но мы стремимся к тому, чтобы сравнимый с этим доход приносило платное участие в проекте. В целом, единственный способ окупить СМИ в интернете – это реклама плюс продажа сервисов. Лобовая подписка уже не продаётся. Нужна комбинация из онлайновых и оффлайновых сервисов. Каким именно может быть этот микс, каждая редакция решает для себя.

Между тем международная составляющая – продажа журнала в Лондоне и Нью-Йорке – пока не приносит сравнимого с Россией дохода, говорит Яковлев. Америка и Европа – «медленные» рынки, и ждать от них серьёзной отдачи за один год не стоит. Тем не менее, иностранные продажи составляют по 20 тысяч экземпляров в месяц – каждый плюс трафик на сайт.

А вот от собственного телевидения «Снобу» пришлось отказаться. Когда планировался запуск проекта, грянул кризис, и редакции пришлось решать другие задачи. Впрочем, видео-составляющую сайта Яковлев пообещал в ближайшее время усилить.

Текст: Анастасия Алексеева

Источник: Частный корреспондент