Земля Гай

zemlja_gaj Ирина Мамаева. Земля Гай

Жители поселка Гай постоянно вспоминают счастливые времена расцвета бывшего леспромхоза, из которого последние пятнадцать лет уходит жизнь. Время, как скорый поезд, проносится мимо испуганных Героев заброшенного поселка, пытающихся в мелькающих окнах разглядеть — может, хоть там есть что-то настоящее? Или, может быть, здесь, в земле Гай, где был вырублен лес, рядом со страшными черными пеньками еще вырастут деревья?

* * *

Книга читается как дневник, приехавшей на каникулы студентки. Но настолько проникновенно и искренне написано, что местами ноет душа. «Земля Гай» — социальная повесть, про прогибающую деревню, каких в России не счесть. Повесть «Ленкина свадьба» о деревенской молодежи.

Хоть повести и пропитаны ощущением безнадёги и неминуемого конца, после прочтения появляется оптимистическое чувство, что всё будет хорошо!

* * *

Как-то резво и неотрывно прочлась книжица, чего как-то и не ожидалось даже. Вроде и не экшн и не блокбастер, а зацепило… какими-то шукшинско-беловскими что ли тонами, про быт вот этот, про деревенские радости. В первой части книжки — деревенская неказистая простота и чистота соперничает с городской напыщенностью, пустотой и снобством, и побеждает.

Деревенская простушка играет сказочно-принцесскую свадьбу и на месте жениха такой, казалось бы несбыточный, местный франт — возвращенец из армии.

Вторая часть, что удивило, продолжением первой не стала, хотя до последнего верилось, что вот-вот автор чирканёт, что две главные героини второй части — бабки — одни из тех девок или тёток, что были упомянуты в первой, но нет. Они-то можт там и были,т.к. живут все в одном Гаю, но о них не очень упоминалось.

Тут уже современность, разруха и полная послеперестроечная, послеразворовочная, послевсёрахераченная бытность на селе. Были в этой части три абзаца, которые я назвала б прошлым и будущим не только героев этой повести, но и всего села, всей страны. Вот они:

прошлое

— Помнишь? А как раньше хорошо было, и все знали, зачем живут? Чтобы строить будущее. Все хотели работать — вставать рано, чтобы как можно больше успеть. Я же сюда с Ленинградской области еще до войны ребенком с родителями приехала. Страна позвала. Нужны мы были своей стране. А после войны — и подавно. Такое хозяйство надо было поднимать. И все работали как один. Как же радостно было работать! До седьмого поту! Все были молодые, сильные, веселые… Голодные, злые и жадные до работы… Все для страны, для народа, для Сталина, за дело Ленина… А здесь все день ото дня становилось краше: утром сосны — днем бревна — вечером первые дома, утром болото — вечером широкая дорога, утром — пустырь, вечером — биржа и ровные ряды стволов… Знаешь, какая у меня мечта еще с самого детства была? Вытащить дедушку Ленина из прошлого, привести к нам, сюды, ну, в настоящее, и показать, как мы хорошо живем…

переход

— И-тит твою мать, раньше люди как люди были — все одна семья! А теперь по поселку не пройти — все засерили, яму им трудно выкопать да туда все свое дерьмо прятать. Нет! Не можут! Ан проще на улицу скидать. Сожрать все друг друга готовы, убить за поллитру, за рубль — удавиться! А потому что не получали пайку в пятьсот граммов, не горбатились по двенадцать часов… Зубы им рвуть под уколом, без боли! Вот поэтому все и стали злобными, толстокожими, чужую боль не чуют! Отобрать да украсть — вот их закон.

будущее

— Полтора предприятия в районе работают. Налогов — кот наплакал, а голытьбы этой — тысячи. Не они, так их дети пусть устраиваются, зарабатывают, покупают себе виллы на Канарах — я что,против? Я ведь не об этом. В Пролетарском полтора землекопа общественную баню себе требуют построить. Я им говорю: «Значит так, мужика, я вам даю по двадцать кубометров леса — бесплатно — а вы строите себе каждых по бане». А они не хотят утруждаться! Хотят, чтобы им наготово построили. Нет, ты пойми, эти бани развратили весь наш народ. Сто лет назад, где они мылись? Кто приходил и строил им, на хрен, баню? Никто. Не построил себе баню — будешь грязным. Не вспахал, не засеял землю — будешь голодным. Нельзя им строить бани! Сегодня ты им баню построишь, а завтра они к тебе придут и скажут: «Нам нужен специальный человек, который нас будет мыть. Мы не можем сами мочалкой орудовать». И знаешь, кто придет к ним? — Малютин хитро оглядел собеседников. — Китайцы. Они им баню построят. Они им все места мочалкой натрут. И скажут: «Да вы сидите, расслабляйтесь, а мы пока за вас детей сделаем». И будет скоро великий русский народ весь желтый и узкоглазый

Рецензии с сайта www.labirint.ru