В московских окололитературных кругах появилась вызывающая доверие информация о том, что редакция журнала «Киносценарии» готовит к выпуску специальный номер, в котором планирует опубликовать все киносценарии одних из лучших отечественных кинодраматургов Петра Луцика и Алексея Саморядова. Журнал в настоящее время выходит раз в два месяца, публикация запланирована на осень 2009 года.
Сегодня уже никто не может вспомнить, как возник этот творческий тандем Луцик — Саморядов. Их никто не помнит по отдельности. На третьем курсе их попросили доработать сценарий двух последних серий телефильма «Государственная граница«. Сценарий они написали, но их фамилии в титрах так и не появились. Впоследствии Саморядов и Луцик не раз сами просили снять их имена с титров: не хотели подписываться под неудачным с их точки зрения воплощением сценария на экране.
«Надежда российского кино», «революционеры отечественного кинематографа» — эти эпитеты прессы Алексей Саморядов и Петр Луцик получили в начале 90-х вместе с целым рядом престижных кинопремий за картины, созданные при их участии, «Савой«, «Дюба-дюба«, «Дети чугунных богов«, «Гонгофер«, «Лимита» — на жизненном материале первых лет перестройки вместо «чернухи» друзья создавали эпос, пронизанный романтикой и любовью к простому человеку.
На ялтинском «Кинофоруме» в январе 1994 года Алексей Саморядов трагически погиб, перебираясь с соседнего балкона на балкон своего гостиничного номера. Смерть друга была для Петра страшным ударом, он мучился, казнил себя и надорвал без того некрепкое сердце. Уже после смерти Саморядова, в 1998 году Петр Луцик снял по их совместному сценарию фильм «Окраина».
Но, наверное, самой запомнившейся работой Алексея Саморядова и Петра Луцика стали ролики социальной рекламы «Русский проект» ОРТ, снятые Денисом Евстигнеевым. Сюжет у Мавзолея «Дима, помаши рукой маме!» знает без преувеличения вся страна. Петр Луцик умер во сне, в 41 год, от сердечного приступа.
Их всегда все хвалили, их называли представителями поколения, талантами, практически все их фильмы получали награды и призы самых лучших, самых престижных фестивалей. Но они каждый раз жалели, что не сняли свои фамилии с титров.
Петр Луцик и Алексей Саморядов не любили режиссеров. Теперь не спросишь, почему и за что, но в памяти крепко засело: не любили, да, не приняли ни одну из нашумевших экранизаций своих текстов. Дебют Александра Хвана «Дюба-дюба» угодил сразу в конкурс Канна, «Гонгофера» казаха Бахыта Килибаева и «Детей чугунных богов» прикипевшего к России венгра Тота встречали овации, с «Лимитой» сложнее, но и та картина, тоже дебют — Дениса Евстигнеева — не канула в безвестность.
Молодые-передовые-прогрессивные режиссеры западали на само сочетание «Луцик — Саморядов». А сценаристам режиссеры не нравились. Этого не опровергал и Луцик, снявший уже после смерти соавтора фильм «Окраина» — жестокий и смешной. От слова «стеб» Луцик открещивался категорически. Ничего подобного в современном эпосе быть не может. Но вряд ли только «стебом» не угодили драматургам фильмы — в мрачной «Дюба-дюбе» не было и намека на этот постмодернистский симптом. Какие токи, идущие по страницам текста, какую энергию, растворенную в тревожном, часто враждебном человеческой цивилизации пространстве сценариев, не улавливали интерпретаторы? Вопрос сегодня риторический.
Впрочем, драматурги вообще редко любят режиссеров. И, кто знает, может, «Дикое поле», экранизированное Михаилом Калатозишвили в 2008-м, сценаристам бы понравилось — хотя бы потому, что режиссерское присутствие в фильме сведено к минимуму.
В 2009 году сценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов получили посмертно «Нику» за фильм «Дикое поле».
Петр Луцик (1960-2000). Сценарист, режиссер, продюсер, актер.
Родился 1 января 1960 г. в с. Березань Киевской обл. Украинской ССР. До учебы в институте жил в Самарканде и Ташкенте. Окончил технологический факультет Московского института стали и сплавов (МИСИС, 1982). В 1984-1985 — ассистент режиссера и старший администратор киностудии «Узбекфильм».В 1990 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Туляковой и О. Агишева).
Из публикаций: «…Ничего не изменилось. Это мы говорим, что время уходит. Хасиды говорят иначе: «Люди уходят, а время стоит на месте». Я это чувствую. Ничего не происходит. Все нормально. Женщинам две тысячи лет назад нравились украшения, а мужчинам власть – и сейчас нравятся.
А вы знаете, что самые страшные люди на земле – это крестьяне? Чеченские крестьяне, которые вели эту войну, русские крестьяне, которые вели гражданскую войну. У людей, которые могут зарезать курицу, свинью и корову – другое отношение к крови. Для них отрезать человеку голову – это нормально. Вчера зарезал свинью, а сегодня критика зарезать – плевое дело…свинья дороже, я ее щепочкой чесал, грязь с нее счищал, молоком выкармливал. А за землю они вообще глаза выедят. И не в том дело, что в ней нефть или алмазы. За голую землю, на которой ничего и вырасти не может».
Алексей Саморядов (1962-1994). Сценарист, режиссер.
Родился 5 июля 1962 г. в Оренбурге. В 1990 г. окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская О. Агишева, В. Туляковой). Трагически погиб 25 января 1994 г.
Сценарии к фильмам:
1988 — «Гражданин убегающий»
1989 — «Канун»
1990 — «Савой»
1992 — «Гонгофер» (режиссер Б.Килибаев)
1992 — «Дюба-Дюба» (режиссер А.Хван)
1993 — «Дети чугунных богов» (режиссер Т.Тотт)
1994 — «Лимита» (режиссер Д.Евстигнеев)
1998 — «Окраина» (режиссер П.Луцик)
2008 — «Дикое поле» (режиссер М.Колотозишвили)
Источник: litsnab.ru