Борис Пастернак: «Самым неэффективным звеном книжного рынка оказались оптовики»

Интервью с Борисом Пастернаком, генеральным директором издательства «Время», в рамках второй части проекта «Полит.ру», посвященного книжному рынку – «Книжный рынок: осень 2009».

По вашему мнению, можно ли сказать, что ситуация на книжном рынке улучшается?

Для небольших издательств пока нет никаких серьезных признаков улучшения ситуации на рынке. По моим наблюдениям, доходы небольших издательств сократились в два-три раза. И для простого выживания (о развитии не говорю) сегодня нужно напрягать все силы.

При этом наблюдается интересное обстоятельство: везде, где мы (издательство) общаемся с продавцом напрямую, продажи не сокращаются. Буквально ни на рубль. А кое-где даже растут. Но как только между нами появляется посредник, оптовое звено, поступление денег резко сокращается.

Это зависит от размера посредника?

Чем крупнее посредник, тем меньше денег от проданных книг возвращается издательству. То есть мы наблюдаем не кризис спроса и продаж, а кризис неплатежей в оптовом звене.

Магазин «Москва», с которым «Время» работает напрямую, за первую половину 2009 кризисного года увеличил продажи наших книг как в рублях, так и в долларах. И другие магазины, с которыми «Время» сотрудничает без «прокладок», например, «Фаланстер», увеличили выручку и ежемесячно с нами аккуратно расплачиваются. А наш самый крупный оптовый партнер, не уменьшив отгрузку книг в штуках, сократил перечисление денег втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Диалоги с партнерами выглядят примерно так:

Оптовик: В этом месяце мы продали ваших книг на миллион.

Издатель: Ура! Значит мы получим от вас миллион?

Оптовик: Ну что вы! Перечислим тысяч двести. Вы же видите, нам самим не хватает.

И мы видим, что им действительно самим не хватает – одни набрали кредитов, другие накупили магазинов, раздули штаты, ввалили кучу денег в рекламу, в типографии… Они несколько последних лет жили так, как будто были уверены, что книжный рынок будет ежегодно удваиваться. И надо было срочно захватывать плацдармы. А пузырь сдулся, и теперь надо возвращать кредиты, расплачиваться по долгам, избавляться от балласта.

И огромная часть денег, которые должны быть отданы издателю за проданные книги, уходит на поддержание оптовиком собственной неэффективной экономики.

Получается, что оптовики стали самым неэффективным звеном?

Да, в длинной цепочке участников книжного рынка самым неэффективным и неповоротливым оказалось именно оптовое звено, но расплачиваться за эту неэффективность сегодня приходится издателю.

Именно издатель, как мы видим, оказался последним и среди тех, кто стоит в очереди за деньгами. Приоритеты такие: заплатить налоги, зарплату, аренду, коммунальные платежи, оплатить свои типографские расходы и материалы, гонорары своим авторам… А что останется – «посторонним поставщикам».

Спрашивается, зачем же мы отдаем свои книги оптовикам, если они не возвращают нам за них деньги? А что нам делать, держать их на складе? Так там они точно не продадутся. А с посредников все-таки есть надежда что-то получить… Отдаем, пока не заместили этот путь другими способами продаж.

Наверно, эту проблему можно как-то решить?

Грамотные люди советуют решать проблемы «цивилизованным путем» – то есть через арбитраж. Тому есть очень наглядный пример: еще один наш оптовый партнер сейчас отбивается в судах по полутора десяткам исков. Отбивается вполне успешно: решения удается затягивать на месяцы и годы. Истцы должны затрачивать массу усилий и денег, чтобы хоть что-то из своего кровного отсудить. А им предлагают мировые соглашения — немедленные выплаты долгов при условии скидки 50%. Цивилизованности в этом подходе, на мой взгляд, совсем немного.

К сожалению, финансовая непроходимость торговых сетей диктует сегодня любому самостоятельному издателю новую стратегию поведения: искать и организовывать прямые выходы на своего читателя-покупателя, не слишком доверяясь «большому брату» в лице крупных продавцов. Такие выходы есть, и насколько мне известно, издательства нашего типа, то есть небольшие и более мобильные, очень активно их разрабатывают.

Мне нравится, что предприятие «Литрес», торгующее электронным контентом, вполне успешно развивается и быстро наращивает объемы. «Время» активно с ним сотрудничает и дела идут неплохо – денег они нам приносят уже как средний книжный магазин. Уверенно растут продажи наших книг через интернет-магазины, особенно через «Озон» и «Лабиринт».

Но вы как-то пытаетесь избавиться от посредников?

Да, крупные московские магазины, которые прежде мы с удовольствием передавали на обслуживание своим оптовым партнерам, мы начали возвращать себе. Это хлопотнее, но гораздо выгоднее. «Библио-Глобус», который мы вернули, за два месяца почти удвоил сумму перечисляемых нам денег и, главное, аккуратно с нами расплачивается. Мы намерены снова установить прямые отношения и с «Домом Книги», и с «Молодой гвардией». И, разумеется, постараемся и далее обзаводиться новыми самостоятельными партнерами, отвечающими за свое «купеческое слово» и за состояние собственного кошелька.

Мы считаем, что крупные партнеры в условиях кризиса повели себя эгоистично и, я убежден, в конечном итоге непрактично.

Вы считаете, кризис нас чему-то научил?

Уйдет в прошлое и этот кризис, как ушел дефолт десятилетней давности. И из него, как и из дефолта, мы извлечем какие-то уроки. Недавно мы издали книгу Сергея Алексашенко «Битва за рубль», в которой он анализирует как раз уроки дефолта. Один из этих уроков, главный, с моей точки зрения, выглядит так: «Ресурсы-то у банков, возможно, и были, но желания спасать вкладчиков не было точно». К чему это привело и для самих банков, и для вкладчиков, мы знаем.

Сегодняшние проблемы неплатежей – тоже в значительной мере не финансовые, а этические. У крупных игроков не наблюдается желания спасать мелких партнеров. Приходится спасаться самостоятельно, диверсифицировать все свои риски. Мы просто больше не можем позволить себе роскошь иметь одного-двух партнеров.

Наверное, все это не очень правильно с теоретической точки зрения – подкованные экономисты скажут нам, что специализация всегда выгоднее. Возможно – но не в наших сегодняшних условиях. Нам приходится сейчас придерживаться линии поведения практичной домохозяйки – считать каждый рубль в кассе, а не в договоре, не полагаться на помощь государства, не надеяться на добросовестность бизнес-партнеров, не рассчитывать на скорый выход из кризиса. Мы убеждены, что такая линия поведения поможет нам выжить и развиваться, потому что знаем: мы выпускаем качественную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом у покупателей.

Источник: Полит.Ру