Дичайший мастер по речевой древесине

1. Михаил Ларионов. Концовка из книги Крученых "Помада" (Москва, 1913). 2.Старый, но очень молодой. Фото О.Точеного, 1964, exlibris.ng.ru
1. Михаил Ларионов. Концовка из книги Крученых "Помада" (Москва, 1913). 2.Старый, но очень молодой. Фото О.Точеного, 1964, exlibris.ng.ru

Алексею Крученых исполняется 125 лет

21 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Алексея Елисеевича Крученых (1886–1968), поэта-футуриста, заумника, «дичайшего» будетлянина, зудесника, словожонглера и словоконструктора. Вот что он писал в своих мемуарах «Наш выход» к 20-летию футуризма, 15-летию революции и 10-летию смерти Хлебникова: «Родился я 9 февраля 1886 года в бедной крестьянской семье, в одной из деревень под Херсоном. До восьми лет рос обыкновенным крестьянским мальчишкой, диким, необузданным, капризным и т.п. Помню такой случай из раннего детства. Моя тетя-монашка все обучала меня религиозным песням. Мне это, видимо, мало понравилось, и однажды я ей в упор выпалил:

– Чтоб вы, тетя, сдохли!»

У «дикаря» Крученых даже год рождения и год смерти палиндромичны. «86–68». Подгадал так подгадал!

Впрочем, Алексей Елисеевич и в свои «за 80» умирать не собирался. По словам очевидцев, уже в 60-е, будучи худощавым стариком, он читал стихи, подскакивая, дергая ногами, выкрикивая, выуживая из себя странные шипящие, хлюпающие, утробные звуки, как будто пытаясь вывернуть природу слова и нащупать ее самую изначальную, вещественную суть. Вот, к примеру, несколько строчек на чистом, беспредметном, «собственном» языке Крученых, построенном на одних звукоподражаниях и внутренних формах слова:

«Зыз-з-з
Глыз-з-з –
Мизиз-з-з
З-З-З-З!
Шыга…
Цуав…
Ицив –
ВСЕ СОБАКИ
СДОXЛИ!»

Угадайте, как называется стихотворение? По всему понятно, что «Зима». Но самый хрестоматийно-известный текст Крученых – это, конечно, «Дыр бул щыл». Продукция настоящего «футуристического иезуита слова», как называл Крученых Маяковский. Ему же принадлежит известный экспромт: «Учи ученых», сказал Крученых». Этот экспромт давно ко мне прицепился. Я его повторяю, когда надо и не надо.

А вот как видел своего соавтора по поэме «Игра в аду» великий будетлянин:

«Лондонский маленький призрак,
Мальчишка в тридцать лет, в воротничках,
Острый, задорный и юркий,
Бледного жителя серых камней
Прилепил к сибирскому зову на «ченых».
Ловко ты ловишь мысли чужие,
Чтоб довести до конца, до самоубийства. <…>»

О «маленьком призраке» ходило множество небылиц. Кем только он не представляется нам в воспоминаниях литературных недоброжелателей. Например, Георгий Иванов в своих квазимемуарных «Петербургских зимах» так описывает футуристическую вечеринку с участием нашего героя: «…Кульбин сидел на своем золоченом возвышении неподвижно, как идол. Перед ним Крученых, с толстой восковой свечой в руках, бормотал что-то непонятное глухим истерическим шепотом. Потом вдруг взвизгнул, заголосил, закатился. Из первого ряда бросились его поднимать. Но он сейчас же вскочил с лицом перекошенным, восторженным… – Свершилось, свершилось, – визжал он уже совершенно как кликуша. – Вот… он… приял власть… владыка… футурист… царь революции… – И вся зала визжала, аплодировала, топала. Хлебников бился в припадке. Фальцет Крученых перекрикивал всех: – Приял… владыка… царь…»

А вот историк русской литературы Николай Харджиев, напротив, с Крученых дружил, притом лет сорок: «Он человек был замечательный, очень талантливый. Очень сложный, очень странный, с большими дефектами, но, конечно, личность».

Текст: Алиса Ганиева

Источник: НГ Ex Libris