Марта Кетро: «Я отделяю свою персону от своих работ и хотела бы популярности прежде всего им»

Марта Кетро // фотограф: Ольга Паволга. chaskor.ru
Марта Кетро // фотограф: Ольга Паволга. chaskor.ru

Блогер и писатель Марта Кетро, получившая известность в ЖЖ несколько лет назад, предпочитает не называть своего настоящего имени и, кажется, совсем сроднилась со своим псевдонимом. В преддверии выхода новой книги в издательстве «АСТ» мы поговорили с Мартой о ЖЖ, блогерстве и молодых писателях.

Повесть, которая в выйдет в АСТ в феврале-марте, — «Знаки любви и её окончания». Как гласит аннотация, «перед вами попытка описать пространство, оставшееся после любви. Поначалу кажется, что там пустота и выжженная земля, но пока жив тот, кто любил, найдутся и семена для будущего сада — иллюзии, планы, воспоминания, уязвленная гордость, жажда обновления и сила. Уходя, любовь не ограбила, наоборот, она сделала богаче — но весь обретённый опыт хочется обменять на каплю счастья».

— Марта, насколько я знаю, вы начали вести блог почти спонтанно, не имея далеко идущих целей стать известным писателем. С чего начинался ваш путь в блогосфере?
— Заводила блог, собираясь читать разных симпатичных блогеров, но и цели самопрезентации тоже преследовала. Во-первых, чтобы все эти интересные люди ответили мне взаимностью (думаю, не нужно объяснять интернет-читателям, что такое «зафрендить»), надо было наполнить свой журнал текстами. Во-вторых, я была классической домохозяйкой, до того резвившейся только в сетевых эхо-конференциях, и желала проверить свои силы на новой аудитории. ЖЖ-публика тогда считалась интеллектуальной, ну я и пошла посмотреть и показаться.

— Когда к вам пришло осознание того, что вы стали писателем, и каково это для вас — ощущать себя популярным автором? А может, такого ощущения вообще не существует?
— На четвёртой книге, «Московские фиалки», допустила мысль, что я таки писатель. Наконец-то начала писать не от первого лица, придумала настоящий сложный сюжет, не имеющий отношения к повседневности, героев, характеры. Это был 2008 год.

ketro_znaki

Ощущение популярности поймала в этом январе, когда шла по Тверской и увидела свои плакаты, и в метро потом ещё. О, думаю, да мы популярны. «Мы» — это я, художник Оксана Мосалова, нарисовавшая для меня несколько книг, и, собственно, книги. Я отделяю свою персону от своих работ и хотела бы популярности прежде всего им, а не себе. Ещё БГ сказал что-то вроде «я хочу хорошего отношения не к себе, а к своим песням», как-то так.

— Вероятно, мой вопрос покажется вам наивным, но, когда читаешь хорошие книги, часто возникает вопрос: каким образом писатель смог выразить то, о чём я уже давно думаю, но чему не нахожу слов? Что это — тот самый особый писательский дар? И как это удаётся вам?
— Это эмпатия, что ли. Могу представить себе чувства человека, оказавшегося в той или иной ситуации, — до мороза по коже, до слёз, как свои. Только плакать не надо, а нужно точно назвать эти переживания словами.

— Чему посвящена ваша новая книга, которая по традиции выходит в издательстве «АСТ»? Будет ли она чем-то принципиально отличаться от вашего творчества предыдущих лет или продолжит эту линию?
— Ближайшая — «Знаки любви и её окончания». Это заключительный фрагмент «Госпожи яблок», включающей три повести: «Такой же толстый, как я», «Жена-лисица» и «Магички» («Орден воробьиного сычика»).

«Знаки» — нечто вроде кодов ко всей трилогии, но их можно читать и как отдельную историю. В техническом смысле это сборник эссе, вроде моего «Горького шоколада», а в сюжетном — попытка описать пространство, оставшееся после любви.

Но она уже закончена, а новая работа будет совсем другая, меня сейчас занимает архетипический образ — мать, ищущая своего сына. Если получится, будет роман.

— Есть ли разница между тем, чтобы писать для виртуального блога и для реальной, печатной книги? Там и там — разные аудитории? И что сложнее?
— Коротенькие эссе по большому счёту ничем не отличаются, а большие художественные тексты я даже не выкладываю в блог. Там другой ритм, читатель заснёт на втором экране.

— Как меняются ваши книги год от года и что на них влияет в первую очередь? Появляются ли новые темы, герои, жанры?
— Самая первая, изданная в «Центрполиграфе» книжка была написана по блогу.

Конечно, Марта Кетро — это сам по себе персонаж, далёкий от меня реальной, но всё же там было сплошное «я-я-я-я», очень много меня. А потом стало интересно писать про других людей, о выдуманных героях. Нет ничего прекрасней, чем сочинить человека и его историю. Для достоверности я беру детали и словечки живых людей, но всё это смешивается в образ, не имеющий определённых прототипов.

Что касается тем, то в книгах всё меньше любви: я больше не думаю, что это главное событие в человеческой жизни, всегда найдётся ещё парочка заслуживающих внимания.

Как вы различаете хорошую и плохую литературу и как вы думаете — есть ли какие-то критерии качества, помимо индивидуальных вкусовых предпочтений?
— Когда с читателем что-то происходит — он выходит из книги не таким, каким вошёл, — это хорошая работа. Пусть маленькая, но перемена внутри должна быть.

— Можно ли условно объединить молодых российских писателей, вышедших из ЖЖ, в группу по каким-либо единым критериям и сказать, что это уже целое явление в русской литературе? Если да, то кого вы бы сюда включили?
— Поначалу мы все рассказываем байки: Екатерина Великина, Алмат Малатов, я, Анна Ривелотэ, Глория Му, Татьяна Соломатина, Слава Сэ, Наринэ Абгарян — все начинали с коротких историй из личного опыта и наблюдений за окружающей средой. Это редко бывает прямой автобиографией, но всегда от первого лица. Потом большинству это надоедает, и начинается построение настоящего текста и сюжета. Иногда выходят блестящие вещи, самой большой удачей нашего «направления» считаю «Книгу Блаженств» Ривелотэ и «Вернуться по следам» Глории Му — это уже просто хорошие работы, без всяких скидок.

— Вашему блогу в ЖЖ по нынешним меркам уже довольно много лет. Что поменялось в блогосфере за это время? Стало ли легче или труднее находить в ней «свою» аудиторию?
— Теперь уже аудитория находит меня. Да, собственно, всегда было достаточно сидеть на одном мести и, как паук, плести свои истории. Потом добавлять в друзья приятных умных людей, оставлять комментарии в чужих дневниках, и если ваши мысли найдут интересными, сами придут и сами полюбят, ни за кем бегать не придётся.

Даже в потоках рекламного сетевого мусора живых людей по-прежнему видно, моя лента до сих пор обновляется, я нахожу новых обаятельных блогеров, добавляю в друзья.

Пример свежего успеха — greenarine, Наринэ Абгарян. Её журнал зарегистрирован в 2005 году, но если посмотреть в архив записей, видно, что всерьёз она начала его вести только в 2009-м. За неполные два года у неё 4 тыс. читателей, книжка и всеобщая любовь.

— К сожалению или счастью, но блоги постепенно коммерциализируются. Вы видите в этом скорее положительные или отрицательные моменты? Не утрачивается ли из-за этого доверие читателей к своим виртуальным кумирам?
— От 10—20-тысячных «маленьких СМИ» вроде моего блога никто и не ждёт искренности, тем более все приличные люди ставят метку «реклама». Многие рекламируют только свои проекты и своих друзей, это эффективно и естественно.

Но боты и ботоводы — абсолютное зло, к тому же бессмысленное, единственная цель которого — надурить заказчика, предъявив ему сотни ссылок, по которым на самом деле никто не пойдёт.

— Как вы думаете, не прошло ли ещё то золотое время, когда ЖЖ давал возможность сделать себе имя и завоевать известность, то время, когда контент в целом по блогосфере был более качественным, а аудитория — «избранной»?
— Чуть выше был пример Наринэ, сделавшей себе имя за два года. Славе Сэ понадобилось четыре, чтобы войти в первую пятёрку популярных журналов. И оба случая — не чудо и не «пиар»: это талант. Наверняка и сейчас кто-то прекрасный заводит дневник, и через пару лет мы о нём узнаем.

— Вы популярный писатель и не менее популярный блогер. А кем вы ощущаете себя по профессии? И можно ли быть «профессиональным блогером»?
— Профессионализм в любом деле, на мой взгляд, характеризуется качеством производимого продукта, способом мышления, наличием источника дохода именно в этой сфере деятельности и постоянной занятостью. Если некто мыслит как писатель, пишет неплохие книги и живёт этим, то он, скорее всего, профессиональный писатель. Я, если посчитать все факторы, писатель. Для блогера также характерен особый склад мышления, умение вести популярный журнал и так или иначе получать от него доход. Следовательно, профессиональные блогеры существуют.

Текст: Анастасия Алексеева

Источник: Частный корреспондент