Конец времени философов

Андрей Великанов и Алексей Нилогов скорбят о судьбе философии в России. Фото Ольги Балла, exlibris.ng.ru
Андрей Великанов и Алексей Нилогов скорбят о судьбе философии в России. Фото Ольги Балла, exlibris.ng.ru

Кто сделает философию для России?

В конце января в Зверевском центре современного искусства состоялась презентация второго тома книги «Кто сегодня делает философию в России». Мероприятие прошло в формате дискуссии на тему «Конец времени философов?», которую открыл автор-составитель книги Алексей Нилогов. По его словам, главной проблемой современной русской философии является нехватка досуга для интеллектуальных нужд. Российское общество по-прежнему политически несвободно, чтобы самостоятельно определять свои метафизические ориентиры. Неразличение между свободой мысли и свободой слова оборачивается таким законодательным казусом, как наличие в УК РФ 282-й статьи (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). А ведь философия начинается там, где существует опасность за дискурс, то есть опасность задавать вопросы, которые могут показаться неуместными.

Между тем свободно мыслящий человек – вымирающий вид; а поза роденовского мыслителя – не более чем элемент жестового этикета. Отовсюду русскому философу пытаются контрабандой подсунуть религиозные галлюцинации: в то время как западная философия вплотную подошла к решению проблемы человеческого сознания, местные доктора философских наук заняты православием головного мозга. А сколько аргументов сломано по вопросу о том, что такое русская философия! И ведь ничего – кроме самобичевания и дефицита рефлексивной ответственности. Настоящее бремя для философии.

После отчаянного выступления Алексея Нилогова дискуссию продолжил один из авторов второго тома – художник Андрей Великанов. По его мнению, русская философия всегда занималась только самоидентификацией, а более сложные проблемы казались ей неинтересными. Но авторы второго тома слишком наивны, чтобы быть ограниченными рамками традиций, так как считают допустимым посягать на такие проблемы, которые академическая философия оставляет без внимания.

Иногда философ применяет литературный прием, когда некий персонаж служит агентом или шпионом для демонстрации возможности проникновения в такие пространства, куда самому автору вход закрыт. Льюис Кэрролл отправляет Алису в Зазеркалье, а Серж Генсбур с помощью ничего не ведающей Франс Галь устраивает сексуальную революцию. Сегодня этот прием устарел. Если хотите проникнуть в неизведанное, отправляйтесь туда сами! Не исключено, что участники проекта Алексея Нилогова служат ему подобными агентами.

Заключительный аккорд дискуссии задали тезисы политолога Игоря Джадана, который сроднил проблемы русской философии с попытками создать в России любой национальный инновационный продукт (а философия по своей сути инновативна). У нас более-менее ценится умелая подделка под западное философствование, тогда как значимость оригинальной философской мысли для ее потенциального потребителя крайне ничтожна. В этом смысле можно сказать, что русское общество все еще находится на доклассическом, «гомеровском» (если сравнивать с древними греками), уровне интеллектуальных запросов: оно уже способно оценить значение национальной литературы и мифологии, однако еще не в состоянии ощутить национальную пользу от независимой философской мысли.

Текст: Андрей Дискол

Источник: НГ Ex Libris