Франкенштейны интернета

liveinternet.ru
liveinternet.ru

Копирование личности проходит пусковые испытания

История человечества — это тренировка по копированию личности. Социальные сети — очередной этап, когда любой человек может фигурировать собой как персонажем.

***

Хорошо быть поэтом или, скажем, писателем. В каждом творении проживаешь несколько жизней, примеряя на себя персонажность с любыми свойствами. Хочешь — лирический герой, хочешь — злодей, хочешь — рассказчик. А хочешь — просто берёзка. Или всё сразу, лишь бы психики хватило.

Одно плохо — вся мультиперсонажность укладывается в одном сознании. В голове художника, конечно, может поместиться много народа. Однако, если по гамбургскому счёту, поговорить не с кем. Любой внутренний диалог на поверку оказывается монологом, куски которого дали прочитать разным актёрам.

Умение подражать необходимо высшим млекопитающим для обучения и координации действий. Человек приспособил навык отображения для того, чтобы копировать природу. Зачем, почему?..

Психологи говорят, что, создавая второй, мыслительный мир, человек может оперировать в нём, ища оптимальные решения и экономя ресурсы, которые пришлось бы потратить в мире реальном. Пусть так. А может быть, мир продублирован в образах и понятиях для того, чтобы научиться создавать миры. Понять, как это делается.

Творческий навык переработки личности в персонаж, выросший всё из того же подражания, но прежде доступный немногочисленной касте художников, вырвался на свободу с созданием интернета. Автоперсонажность (автопоэзис) в блогах — это принципиально новые попытки копирования личности. Новые, потому что осуществляются вне задач художественного творчества. Просто так, на поводу у коммуникативной потребности.

Авторов, то есть специалистов по копированию мира и созданию человеческих дубликатов, до настоящего времени было крайне мало. За всю историю до интернета набралась, может быть, пара миллионов авторов примерно на 100 млрд особей человека.

Сегодня физическую возможность авторства имеют сразу 1,8 млрд человек, получивших доступ к самовыражению в интернете. Вовсе не думая о художественном творчестве, об ars imitatur, они фигурируют в Сети своей персонажностью, создавая ментальные слепки своей натуры ради контакта с ментальными слепками других натур. Казалось бы, для общения. Но, рассматривая этот феномен в рамках мегаэволюции, мы видим, что он развивает идею отражения и копирования, теперь на материале не героической, а рядовой личности.

***

В Средние века в Европе была концепция, согласно которой творчество есть соперничество с Богом. Ибо творить — это прерогатива Творца. И посему, следовала мораль, творчество есть грех.

Что сказали бы те религиозные моралисты теперь, когда автором может стать любой подросток, вышедший в Сеть? Создавать персонажей и участвовать ими в сюжетах теперь может каждый. Понятно, что не все этим пользуются, да и не все ещё подключены, но принципиальная возможность авторства стала всеобщей для человека эпохи интернета.

Она даже стала потребностью. Человек недавнего прошлого вполне обходился без того, чтобы писать о себе. Человек ближайшего будущего не сможет не писать о себе. Как ещё у приматов общение было единственным способом социализации, так и у будущего человека условием социализации станет аватарная представленность в интернете. Жить в обществе и быть свободным от интернета будет нельзя.

Прообраз этого обязательного присутствия копии в интернете сегодня можно наблюдать в бизнесе: если компания не представлена в интернете, если о ней нет информации в Сети, то с такой компанией лучше дела не иметь. По сути, если компании нет в Сети — это то же самое, что её просто не существует.

Нечто подобное ожидает частного человека, который без двойника в Сети окажется исключён из общества. Всеобщее авторство ведёт к поголовной аватаризации.

***

В прежние времена, чтобы стать автором, нужно было дерзнуть и доказать это своё право — право возвыситься над публикой, право представить обществу свой взгляд на мир. Теперь всё иначе. Если книга сделала человечество публикой, то мультимедиа публику уничтожили. Теперь все, кто в интернете, — сами авторы, каждый из которых немедленно создаёт персонаж себя.

Конечно, из-за доступности авторства ценз снизился, снизилось качество авторства. Но кто сказал, что авторство, будучи высшим полномочием разума, и само должно быть всегда высокой пробы? Художественное качество образа — это качество художественного творчества. Бытовой же автопоэзис вполне удовлетворяется технической возможностью самовыражения. Важнее то, что авторство становится принципиально всеобщим.

Большинство человеческих потребностей — животные. Автор, создающий нематериальную персонажность, противоположен физической природе. Учитывая нарастающий массив авторства среди человеческой популяции, следует признать, что человек как никогда удалился от природы и приблизился к некоему надприродному и надчеловеческому состоянию.

***

Личные блоги, профили в соцсетях, личный стиль виртуального общения — это всё потусторонняя витрина, в которой человек выставляет желаемые манекены себя.

Удвоение личности, как и удвоение мира, позволяет оперировать копией, ища оптимальные решения и экономя ресурсы, которые бы пришлось потратить в реальном мире. Наличие копий упрощает реализацию личности, а при осознанном маркетинговом управлении копиями — даже монетизацию личности, то есть превращение её потенциальной ценности в реальную отдачу.

Обыденное сознание чаще всего воспринимает увлечённость интернетом как наркозависимость, как отъём самого себя у реальной жизни. Принято жаловаться на засасывающую стихию интернет-общения. При этом случаи отказа от интернета среди тех, кто вкусил, чрезвычайно редки и системно ничтожны. Почему же виртуальность настолько притягательна, что рождает такую сильнейшую зависимость вопреки жалобам?

Всё дело в качестве этой новой жизни. Управление своим персонажем в Сети насыщает оператора такими переживаниями, которые — с такой концентрацией — в реальной жизни ему недоступны. Офлайн слишком неуклюж, чтобы дать человеку столько эмоций от общения и самовыражения. Делегируя свои личные качества виртуальному персонажу, мы преодолеваем свои физические ограничения — примерно так же, как преодолевал свою инвалидность спецназовец, переселявшийся в аватар нави в одноимённом фильме. Там можно гораздо больше, там полнота ощущений.

Новый мир действительно дивный. Ведь офлайновая обыденность новых авторов из числа этих 1,8 млрд подключённых достаточно сера и неказиста. А вот их персонажи могут участвовать в каких угодно политических, романтических и прочих событиях.

Небывалая полнота ощущений, концентрация переживаний, доступность недоступных событий — вот что стимулирует человека раз за разом переселяться в аватар, досадуя при этом на еду, работу и сон, всё ещё необходимые физическому телу, покуда оператор сидит в нём.

***

Человек уже сегодня выступает в Сети своими желаемыми ипостасями, чтобы создать на себя спрос, привлечь к себе внимание, получить отклик, предложение, заказ, работу. Общаясь между собой, наши аватары находят взаимный интерес и договариваются о нашем взаимодействии в реальной жизни, пока реальная жизнь за пределами интернета ещё существует. Передовики копирования личности создают набор ипостасей, выстраивают тонкие схемы интеграции персонажей себя, используя приёмы не только авторства, но и режиссуры, создавая из системы своих образов новое произведение.

Пока что немногие используют личный автопоэзис в профессиональной сфере, но почти все невольно фигурируют персонажностью в сфере обыденного общения, получая выгоду от того, что между личностью и её виртуальной копией есть зазор, в который можно уместить желаемое или спонтанное улучшение себя.

Никогда прежде люди не могли так преображаться, выдавая в своём образе желаемое за действительное. Обычный человек, не блистающий в реальном общении, легко преодолевает порог робости, оперируя в виртуальном общении персонажем себя. Если и когда автопоэзис позволяет скрыть автора за анонимностью, персонаж может быть каким угодно. Каким хочется его оператору.

Улучшение личности в персонаже — вот ещё один оттенок кайфа виртуальности. Как насыщенна и прекрасна жизнь наших персонажей! Они искусно готовят, заказывают авиабилеты по всему миру, путешествуют и фотографируют. Они со знанием дела обсуждают вопросы общественного устройства, спорта и искусства. У них оригинальные взгляды на мир. Они смелы в сексуальных притязаниях, дерзки в общении. Они на короткой ноге со знаменитостями, френдятся и спорят с политиками и звёздами шоу-бизнеса. Они ровня любым авторитетам, какие ни попадутся на их виртуальном пути. Ни одно реальное общество не может похвастаться такими высокоразвитыми и разносторонними гражданами, каковыми являются наши персонажи.

Следует признать, что виртуальный персонаж реализует потенциал человеческой личности гораздо лучше, чем её физический носитель. Быстрее, легче, полнее. Без этого уже нельзя — личная жизнь оскудеет. Поэтому и нет отказов.

***

И в то же время чисто технически нынешний персонаж ещё примитивен, потому что недействителен и даже не действенен без оператора. Однако маклюэновское «расширение человека» продолжается и вполне может привести к роботизации стандартных реакций виртуального персонажа. Симуляторы воли будут руководить действиями персонажей, сначала замещая отошедшего поспать оператора. В какой-то момент уже трудно будет понять, где алгоритм, замещающий оператора, а где — реальная воля человека, здесь и сейчас фигурирующего своим персонажем. В конце концов возникнет уже предсказанная разработчиками искусственного интеллекта проблема: а не является ли алгоритм волей? Нужна ли достаточно хорошему алгоритму воля оператора? Да и нужен ли он сам?..

Похожие сценарии обыграны в сюжетах типа «Матрицы»: в них физический мир лишь питает энергией существование виртуальных персонажей. Я всё же думаю, что будущее не за раздвоением и разрывом миров (виртуального и реального), а за миграцией разума в информационное пространство Сети. Второй мир создаётся для обитания в нём. Сеть является для разума более разумным вместилищем, чем тело. Вопрос энергопитания на этих стадиях развития разума смешон, ибо он родом из отмирающей индустриальной эпохи, где богом был Эдиссон со своими лампочками из стекла и железа.

Миллионы людей в той или иной мере репетируют уход из физического мира. Виртуальные персонажи стали разведчиками человечества или уже даже колонизаторами в другом мире. Они исследуют для нас особенности быта в другой среде, лишённой кислорода и белковых соединений.

***

К нашим услугам сегодня медленная персонажность — блоги, личные сайты с замедленной реакцией на мир и быстрая персонажность — интернет-болталки и социальные сети с мгновенными реакциями персонажей друг на друга. И хотя даже в социальной сети персонаж всё же действует с некоторой задержкой, скорость интерактива сама по себе порождает новую коммуникативную среду, в которой общение похоже одновременно и на устную, и на письменную речь. Подобно разговору, оно интерактивно, подобно письму — отчуждается.

Интерактивная письменность — новая форма коммуникативной практики, прежде человечеству неизвестная. Вообще-то человечество не так часто создаёт новые формы коммуникативной практики. Речь, письменность, печать, теперь интерактивная письменность. Впервые полноценная коммуникация оказалась возможна исключительно в цифре. Очевидно, это предпредпоследний прототип коммуникативного интерфейса; следующим, предпоследним, будут когнитивные интерфейсы — считывание мозговой активности с гаджетами. Безмускульный контакт мысли со средой мысли.

Уход общения в цифру рождает массу интересных явлений. Например, впервые в истории появились непроизносимые слова, существующие только в написанном виде, — lol, имхо. В устной беседе их никто не употребляет, на слух их сразу и не воспримешь. Конечно, раньше были случаи, когда сакральные имена (богов, духов, болезней) не произносились, а лишь обозначались на письме, но с обыденными словами такого никогда не было. Вы только вдумайтесь: впервые в истории появились слова, которые не произносятся, — не потому, что их запрещено произносить, а потому, что они принципиально не нуждаются в произнесении. Эти слова впервые могут быть никак не выражены физически — ни звуковыми колебаниями, ни чернильным следом на субстрате мёртвого дерева. Это первые нефизические слова.

Перевод моментального диалога в цифровой формат при всей уникальности — всего лишь одно из следствий массовой оцифровки персонажей, этой всепланетной тренировки Исхода из рабства гравитации. Из подобных кусков — массовое авторство, бытовая персонажность, копирование личности, нефизическая коммуникация и проч. — складывается пазл будущего. Когда-нибудь уже не персонажи, а реальные личности целиком переместятся в общее сетевое пространство разума, утратив столь обязательную для физического мира привязку ума к телу.

***

Нехудожественное создание персонажей, доступное нарастающим миллионам новых авторов, — начало последнего этапа пуско-наладочных работ по окончательному копированию личности. Работы уже ведутся, с одной стороны, в чудовищных масштабах, а с другой — незаметно, потому что под этим процессом мы наивно полагаем лишь новые возможности общения, не понимая по большому счёту сути происходящего.

Пока что копирование топорно, ибо персонаж вторичен по отношению к реальной личности и в отрыве от неё почти недееспособен. Полная оцифровка личности станет возможной лишь тогда, когда сам оператор переселится в Сеть. Ну или когда копия станет настолько хорошей, что уже самодостаточной.

И вот тут нас поджидает ещё не открытый парадокс копирования личности.

Парадокс заключается в том, что абсолютная копия меня должна обладать своей волей, ибо я обладаю своей. Она ведь должна повторить все черты, а главной чертой личности является наличие воли. Повторив меня, она должна стать не мной и жить своей жизнью. Собственно, ровно таков акт сотворения человека Богом.

Этому человек ещё не научился и даже не имеет осмысленных вопросов к такому будущему. Первый вопрос достаточно туп, потому что обращён в прошлое: а что же станет с физической сущностью человека? С самой человековостью, ибо то, новое, состояние будет постчеловеком?.. А кто его знает? Собственно, во всяком развитии предыдущее состояние является снятым. Если мегаэволюция заключается в поиске разумом лучших воплощений для чистого разума, то человечество всего лишь заготовка и переходная стадия. Точка перехода обретается где-то неподалёку.

Вот о чём надо помнить, фигурируя своей персонажностью в блогах и соцсетях. Тогда процесс глобальной тренировки будет более осмысленным. Впрочем, ему (процессу) это безразлично, потому что мегаэволюция руководствуется долженствованием, но не имеет цели.

Текст: Андрей Мирошниченко

Источник: Частный корреспондент