Корреспондент ВГТРК Аркадий Мамонтов – заметная фигура в мире отечественной тележурналистики. Он мастер жесткого, динамичного, настоящего мужского репортажа, он побывал почти во всех горячих точках наших дней, первым оказывался в эпицентре трагических происшествий… И вот этот «телевизионный волк» решил взяться за перо, чтобы облечь в форму беллетристической истории некоторые из своих журналистских наработок. Итог – книга «Чек на тот свет».
Аркадий Мамонтов «Чек на тот свет». М.: Эксмо, 2008
Правда, нужно отметить, что книга эта все же плод работы не одного Мамонтова, а небольшого творческого коллектива (на обороте титульного листа значится: «автор литературной обработки С. Л. Сенькин»). Жанр – криминально-политический боевик; сюжет основан, как несколько раз подчеркнуто и в аннотации, и в кратеньком авторском предисловии, на реальных событиях, вернее на материалах репортерского расследования, предпринятого Мамонтовым как специальным корреспондентом государственного телеканала.
Аннотация многозначительно упоминает о том, что снятый журналистом документальный фильм «Трафик» был изъят из российского эфира по политическим соображениям, так как «…бесперебойный трафик наркотиков из Афганистана в Россию осуществлялся по указанию и с ведома высших чинов власти Туркменистана и России». Заявление не просто сенсационное, но рискованное, поэтому авторы, разумеется, постарались подстраховаться, оговорившись в предисловии: «Во избежание недоразумений просим считать наше произведение художественным. Все топонимы, имена и элементы сюжета являются плодом творческого воображения авторов. Любое совпадение, которое покажется читателю не случайным, – все же случайность».
Аккуратными – и в политическом, и в юридическом смысле – авторы быть умеют. И дело не только в адвокатских оговорках. Смелая фраза о наркотрафике, осуществляемом по указанию и с ведома высших должностных лиц, по прочтении книги кажется более хитроумной, нежели смелой: ибо о лицах из российского руководства в тексте нет ни слова (самым высокопоставленным персонажем выведен коррумпированный чиновник московской мэрии), а относительно Туркмении речь идет хотя и о недавнем, но качественно ином прошлом – временах владычества пресловутого Туркменбаши.
Нынешнее руководство республики старается потихоньку дистанцироваться и избавляться от наследства, оставленного этим причудливым деятелем. Сюжет книги достаточно разветвлен. Московский журналист, занимающийся темой наркотиков, получает информацию о том, что власти контролируют транспортировку афганского героина через Ашхабад в Россию и далее в Европу, а также о кровавых расправах, творимых гвардейцами президента в своей стране. Дальнейшее расследование выводит журналиста на крупного чиновника столичной мэрии, являющегося куратором от туркменской наркомафии в Москве. Одновременно с этим начальник охраны этого чиновника заводит против босса интригу с целью шантажа, а сам босс находит киллера для устранения не в меру догадливого охранника…
Боевик – наверное, не тот жанр, что требует от автора высокой литературной квалификации, и книга А. Мамонтова на это не претендует. Тем не менее, не блистая изысками, читается она легко, интересно, сюжет развивается динамично, захватывающе, никаких тягучих, вялотекущих отступлений авторы не допускают. Вместе с тем не скажешь, что текст одномерно примитивен. Особого психологизма в описаниях, конечно, нет, однако портреты персонажей выпуклы, убедительны – не из тех, что блекло проходят перед читательским взором, не оставляя в памяти никакого следа.
Нет, эти герои выписаны ярко, объемно, их видишь, они запоминаются, и это несомненное достоинство книги, причем в целом она представляет собой типичную «журналистскую прозу», где на первом месте некая горячая тема. В данном случае это недвусмысленный вывод: весь государственный аппарат «великого и ужасного» Туркменбаши действовал как грандиозный наркокартель. Спецслужбы занимались охраной и сопровождением транзитных грузов, мешки с героином хранились в подвалах Национального банка, а верхушка государства пожинала сверхдоходы наркобизнеса, не опасаясь законов, которых для этих людей просто не было.
Насколько справедливо столь радикальное умозаключение?.. Выше мы имели возможность убедиться в том, что А. Мамонтов человек серьезный, ответственный, из тех, кто отвечает за свои слова, – стало быть, он наверняка семь раз отмерил, прежде чем так внушительно отрезать. Но ведь это наводит на многозначительные мысли: победить мафию вообще дело непростое, а уж если этой мафией был заражен весь государственный организм… Впрочем, здесь мы вступаем в шаткую область домыслов. А насколько доверять авторам «Чека…» в их далеко идущих выводах, судить читателям.
Текст: Всеволод Глуховцев
Источник: buzuluk.bz