Вот они и взбесились

ngexl_logo Условный литературный тигр превращается в игрушечного кота

На смену году Тигра идет год Кота. Животное, по сути, то же самое – из одного семейства кошачьих, только помельче. Можно предположить, что и литературную жизнь-2011 ожидает измельчание (хотя оно и так уже идет полным ходом, и не первый год, и не первое десятилетие). И тигра уходящего года можно назвать тигром лишь условно. Да и кот года наступающего мышей ловить вряд ли будет. Что не мешает все-таки вспомнить, что же такого грандиозно-тигриного свершилось в году уходящем.

Из жизни и смерти великих – 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова и 100-летие смерти Льва Николаевича Толстого.

В этом году не стало поэтессы Беллы Ахмадулиной, писателя, правозащитника Бориса Вайля, философа, поэта, переводчика Евгения Головина, поэта Андрея Вознесенского, американского классика Дэвида Джерома Сэлинджера, писательницы и филолога Наталии Толстой, писательницы и сценаристки Галины Щербаковой…

* * *

Продолжали издаваться книги – большие и маленькие, хорошие и разные. Список из 50 самых хороших «худлитов» и «нон-фикшнов», а также пять самых-самых-самых хороших книг в жанрах поэзия, проза, non-fiction и концепции вы найдете на страницах номера. Конечно, это донельзя субъективный выбор редакции «НГ-EL», с которым можно и нужно не соглашаться.

Как и в прошлом году, мы принципиально включили в этот список только книги, написанные на русском языке. Что нам заграница в конце концов? Чем она нам может помочь? Крепиться мы, конечно, будем, но лучше уж как-нибудь сами.

Кого включили и кого не включили? Сказано же: выбор субъективный. В прошлом году в список угодил Сорокин, но не угодил Пелевин. Теперь – наоборот. Это не специально. В самом деле, нам кажется, что в недавно вышедшей книжке Пелевина первая повесть – чудо как хороша. В лучших пелевинских традициях.

* * *

Что касается жизни премиальной, то вначале ее течение было ровным и скучным, под стать текстам. Роман Сенчин, в 2009 году обойденный «Ясной Поляной» и Русским Букером, в 2010-м последовательно не получил «Нацбест» и «Большую книгу». И «большекнижная» победа Павла Басинского с книгой «Лев Толстой: бегство из рая», подоспевшей аккурат к столетию ухода Льва Николаевича, была предсказуемой и ожидаемой. Но все же вручение этой награды, отметившей в конце ноября «полуюбилей» – пять лет, внесло оживление: третье место Виктора Пелевина заранее угадали немногие. Тем не менее Пелевин в кои-то веки стал лауреатом и получил свою «Большую гниду» (в его награжденном романе «Т» есть упоминание о такой литпремии, созвучной «Большой книге»). А вот лауреатство Антона Чехова – того самого, Антона Павловича – предугадать было не дано. Поскольку внеконкурсные премии «За вклад в литературу» и «За честь и достоинство» в прошлые годы вручали либо живым классикам (Борис Васильев, Валентин Распутин и др.), либо литераторам, недавно ушедшим (Александр Солженицын, Илья Кормильцев). А теперь современные писатели с честью, достоинством и вкладом в литературу наконец-то иссякли. Вот и наградили Чехова – именинник все-таки, полтора века стукнуло. Правда, получить подарок лично он не смог, и приз отправился в Чеховскую комиссию при Академии наук.

Но классик все равно не в обиде: во-первых, деньги пойдут на издание сборников «Чеховиана», то есть на рекламу и пиар чеховского творчества. А во-вторых, теперь во всех литературных энциклопедиях будут писать не просто «Антон Павлович Чехов – русский писатель, драматург», а «Антон Павлович Чехов – писатель, драматург, лауреат Национальной литературной премии «Большая книга» 2010 года в номинации «За честь и достоинство». Звучит, согласитесь, совсем по-другому – и гораздо весомее, и опять же классику пиар дополнительный.

С декабрьским Русским Букером веселее. Исторический роман Елены Колядиной «о любви и сексе» под названием «Цветочный крест», обогнавший в букеровской гонке всех своих солидных и статусных соперников, начал подвергаться жесточайшим нападкам в Интернете сразу после попадания в шорт-лист. Новую лауреатку обвиняют в невладении грамматикой XVII века, в смешении древнерусской лексики с современными канцеляризмами, в незнании исторического быта и в прочих смертных грехах, призывая на ее голову всевозможные кары – вплоть до уголовных. Что уже далеко выходит за рамки литературы и характеризует не столько саму Колядину и ее роман, сколько ее гонителей.

Ату Колядину, ату! – звучит отовсюду.

И как-то очень уж слаженно.

В чем тут дело? Что, действительно такой ужас-ужас, худшая книга года? Или, может быть, в кои-то веки престижную награду получил автор, не принадлежащий к известным литературно-мафиозным кланам, ревниво и пристально надзирающим за текущим литпроцессом?

Вот они и взбесились? Не знаем. Не нам судить. Не будем утверждать. Потому хотя бы, что… ну, как бы это сказать… чтобы совсем уж «не принадлежать»… это какие-то сказки, что ли. С неба на Букер упасть невозможно. Вот чтобы совсем абсолютно с неба. И это нормально и правильно. Естественный литературный отбор никто не отменял. К тому же, повторимся, не знаем, не нам судить, не будем утверждать.

Что до романа-победителя… Да, «Цветочный крест» не шедевр. Художественный язык, эротическая фактура… ну, в общем, хорошая профессиональная редактура не помешала бы. Но казус под названием «Елена Колядина» имеет свои положительные стороны. Во-первых, жюри во главе с Русланом Киреевым удовлетворило все свои тайные интеллектуальные запросы. Во-вторых, премия привлекла живое экспертное и, самое главное, читательское внимание. В-третьих, все всласть наговорились и нашутились про новое слово «афедрон». Скоро, насколько нам известно, роман Колядиной выйдет книгой. В солидном издательстве, где работают профессиональные редакторы. Вот тогда и посмотрим.

* * *

В целом же в книгоиздании наметились определенные тенденции.

Тенденция первая. Маленькие издательства в этом году оказались на грани рентабельности, средние были поглощены крупными или объединились в новые, а крупные пересмотрели свою издательскую политику, вплоть до увеличения в своих каталогах книжек-игрушек, пазлов и раскрасок. Чего же коснулись перемены? Больше всего пострадала паралитература, то есть популярные направления литературы, и середняки – на плаву осталось несколько наиболее раскрученных авторов: Маринина, Донцова, Лукьяненко. Не меньше.

Тенденция вторая. Межавторские проекты, в которых многие издательства увидели панацею. Романы, написанные на материале компьютерных игр и прочих раскрученных вымышленных миров, расходятся гораздо большим тиражом, чем романы-одиночки.

Тенденция третья. На фоне застоя в худлите интенсивно развивается научно-популярная литература. Причем не только переводная, но и отечественная. К примеру, две книги специалиста по «этнографии повседневности» Льва Минца открыли и украсили целую серию «История. Этнография. География», рассказывающую об обычаях жителей разных стран мира.

Тенденция четвертая. У издателей проблема: что делать, когда «бумажные» книги продаются все хуже и хуже, а «электронные» книги в продажах не растут? Беда. Надо что-то делать. То ли мочить пиратов (в сортире, желательно), то ли одергивать правообладателей, которые стремятся получить тысячи процентов прибыли с продукта, который ни съесть, ни закусить. Грядущий год должен принести новые формы существования книги в электронном пространстве. Кто первый это придумает – обогатится невероятно. Если, конечно, придумает.

И лауреаты. Коллективный выбор редакциии «НГ-EL» получился таким:

Поэзия-2010: Виктор Широков. Нулевые годы.

Проза-2010: Александр Снегирев. Тщеславие.

Non-fiction-2010: Михаил Золотоносов. Логомахия.

Концепции-2010: Дина Хапаева. Кошмар.

Худлит

1. Михаил Башаков. Сигналы из глубины: сборник текстов («Новый геликон»)

2. Андрей Бычков. Нано и порно («Гелеос»)

3. Александр Введенский. Всё («ОГИ»)

4. Андрей Вознесенский. Ямбы и блямбы («Время»)

5. Иван Давыдов. Стихи с предисловиями и без («Немиров», «Красный матрос»)

6. Олег Дивов. Симбионты («Эксмо»)

7. Валерий Дударев. Интонации («Художественная литература»)

8. Борис Евсеев. Евстигней («Время»)

9. Всеволод Емелин. Gotterdammerung: стихи и баллады («Ад Маргинем»)

10. Михаил Елизаров. Мультики («Астрель»)

11. Леонид Каганов. Лена Сквоттер и парагон возмездия («АСТ»)

12. Вадим Калинин. Маленькие вестерны («АРГО-РИСК»)

13. Анна Козлова. Школа: Тело Будиловой («Амфора»)

14. Дмитрий Колодан. Время Бармаглота («Снежный ком М»)

15. Александр Курбатов. Про Шуру Руденко… («Немиров», «Красный матрос»)

16. Юрий Мамлеев. Империя Духа («Terra Foliata»)

17. Виктор Пелевин. Ананасная вода для прекрасной дамы («Эксмо»)

18. Попов-Белобров. Джингли для белых («Красный матрос»)

19. Олег Разумовский. Там, где кончается асфальт («France Tireur»)

20. Александр Ревич. Позднее прощание («Русский импульс»)

21. Роман Сенчин. Иджим («Эксмо»)

22. Ольга Славникова. Легкая голова («АСТ»)

23. Александр Снегирев. Тщеславие («АСТ»)

24. Ольга Сульчинская. Апрельский ангел («Арт Хаус медиа»)

25. Маргарита Хемлин. Крайний («Центр книги ВГБИЛ им. М.И.Рудомино»)

26. Виктор Широков. Нулевые годы («Серебряные нити»)

Non-fiction

1. Андрей Аствацатуров. Генри Миллер и его «Парижская трилогия» («НЛО»)

2. Андрей Балдин. Московские праздные дни («Астрель», «Олимп»)

3. Александр Башлачев: исследования творчества («Русская школа»)

4. Александр Васькин. Чемодан-Вокзал-Москва: чего мы не знаем о девяти московских вокзалах («Спутник+»)

5. Федор Гиренок. Аутография языка и сознания («МГИУ»)

6. Данила Давыдов. Контексты и мифы («Арт Хаус медиа»)

7. Михаил Золотоносов. Логомахия («Ладомир»)

8. Дмитрий Кралечкин, Андрей Ушаков. Конец цензуры («Мир»)

9. Юрий Кувалдин. Жизнь в тексте («Книжный сад»)

10. Ольга Ладохина. Филологический роман: фантом или реальность русской литературы? («Водолей»)

11. Литературная матрица: учебник, написанный писателями в 2 т. («Лимбус-Пресс»)

12. Владимир Мартынов. Время Алисы («Классика-XXI»)

13. Олег Матвейчев. Повелительное наклонение истории («Эксмо»)

14. Лев Минц. Придуманные люди острова Монданао («Ломоносов»)

15. Евгений Немировский. Большая книга о книге («Время»)

16. Вячеслав Огрызко. Против течения («Литературная Россия»)

17. Ольга. Запретный дневник («Азбука-классика»)

18. Михаил Погарский. Орфическое описание Земли («Memories»)

19. Людмила Поликовская. Есенин («Вече»)

20. Вадим Рабинович. Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик («Захаров»)

21. Вадим Руднев. Гурджиев и современная психология («Аграф»)

22. Сергей Сергеев. Пришествие нации? («Скименъ»)

23. Дина Хапаева. Кошмар: литература и жизнь («Текст»)

24. Георгий Чернявский. Троцкий («Молодая гвардия»)

25. Иероним Ясинский. Роман моей жизни. В 2 т. («Новое литературное обозрение»)

Источник: НГ Ex Libris

Comments are closed.