Пять книг недели

Лотте Айснер. Демонический экран
Лотте Айснер. Демонический экран

Елена Холмогорова, Дмитрий Тростников, Лотте Айснер, Ольга Ладохина

Елена Холмогорова. Лучшая роль второго плана: Роман, повести. – М.: Олимп: Астрель, 2010. – 252 с. ISBN 978-5-7390-2287-5

Сборник прозаика, ответственного секретаря журнала «Знамя» Елены Холмогоровой посвящен превратностям любви: чувствам подростка к молодой беременной женщине; влюбленной паре, которой далеко «за семьдесят» и т.д. «Жизнь, которая привлекает писательницу, – не экзотика трущобы, не узкий круг рафинированных профессоров… Ее интересует… «средний человек»… Это… невыигрышная зона, где нет ни преступлений, ни подвигов… Но здесь… зреют те тектонические процессы, которые… преображают облик народа», – пишет в предисловии Людмила Улицкая.

Дмитрий Тростников. Знаменитость: Роман.  – М.: Издатель И.Б.Белый, 2010. – 370 с. ISBN 978-5-904935-03-0

Автор – новосибирский писатель и журналист. Главный герой романа – Алеша Козырный, подпольный певец. В нем, естественно, легко угадывается знаменитый (увы, сейчас почти забытый) «король подпольной песни» Аркадий Северный (1939–1980). Но это не биография, это именно художественный роман. Даже криминальный. Но прототип угадывается легко, после чтения хочется плакать, выпивать и слушать Северного. «Алеша дернул рукой и что-то нечленораздельно промычал. На губах у него выступила пена. Он был ужасно худой».

Лотте Айснер. Демонический экран/ Пер. с нем. К.Тимофеевой.  – М.: Rosebud Publishing, 2010. – 240 с. ISBN 978-5-904175-04-7

Лотте Айснер (1896–1983) – одна из самых заметных кинокритикесс Веймарской республики. С 1933 года жила во Франции. «Демонический экран» (1952) – ставшее классическим исследование немецкого кинематографа, охватывающее период от окончания Первой мировой войны до наступления эры звука. В эту эпоху немецкая культура была «оккупирована» экспрессионизмом, что оказало влияние на формирование эстетических взглядов Айснер. А название книги навеяно изречением философа Леопольда Циглера: «Немец – это воплощенная демоничность».

Ольга Ладохина. Филологический роман: фантом или реальность русской литературы ХХ века?
– М.: Водолей, 2010. – 168 с. ISBN 978-5-91763-042-7

Кандидат филологических наук Ольга Ладохина рассматривает возникновение и развитие филологического романа (то есть романа, где главный герой – филолог, творческая личность) в русской литературе 1920–1990-х годов. Изучив проблему автора и героя, художественное своеобразие на примерах тыняновского «Пушкина», набоковского «Дара» и т.д., автор приходит к выводу, что «филологический роман… можно по праву отнести к особому жанру русской литературы».

Андрей Каменский, Мария Маслова, Анастасия Граф. Гормоны правят миром: Популярная эндокринология. – М.: АСТ-Пресс книга, 2010. – 192 с. ISBN 978-5-462-01063-7

Гормоны правят миром. Кто бы спорил! Вот только не все знают этих правителей в лицо. Познакомиться поближе предлагают сотрудники кафедры физиологии человека и животных биофака МГУ им. М.В.Ломоносова. Каким образом микроколичества биологически активных веществ, выделяемых небольшими по размеру органами, руководят основными процессами в организме? Чтобы понять это, придется посетить основные питомники гормонов (щитовидную железу, гипофиз и др.).

Источник: НГ Ex Libris