Пять книг недели

Маргарита Хемлин, Олег Разумовский, Людмила Осокина, Александр Зорин, Альфред Дж. Айер

Маргарита Хемлин. Крайний. – М.: Центр книги ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, 2010. – 288 с. ISBN 978-5-7380-0349-3

Маргарита Хемлин – финалист «Большой книги-2008», вошла в лонг-лист «Большой книги-2010», финалист «Русского Букера-2010». Ее новый роман – о войне. О времени, когда счастье отменяется. О маленьком человеке Нисле Зайденбанде и большой бесчеловечной бойне. О выживании и невозможности жизни после того, как в войне поставлена точка. Точка, которая оказалась бездной. В этой бездне любовь рифмуется с тем, с чем только и может, – с кровью, а история, как ей и положено, – с авантюрой.

Олег Разумовский. Там, где кончается асфальт. – Нью-Йорк: Franc-Tireur, 2010. – 84 с. ISBN 978-0557-42851-9

Очередной сборник рассказов смоленского прозаика Олега Разумовского (1949), автора книжек «Тропа Хошимина», «Веселые картинки», «С советским акцентом», «Второе дыхание» и др. По сути, все его рассказы – это и есть набор страшных веселых картинок. Ярких, цветных, не подходи, а то зарежем: «Наташка моя это дело не поощряла. Доходило до драк с ней. Однажды она мне башку молотком все ж пробила, когда я мало чего соображал от паленой водяры. Я тогда решил ее кинуть и перешел жить к Паше Рыжему, олдовому хиппи, которого потом застрелили у него на хате. Получилось так, что еду я в трамвае с пробитой башкой и думаю: куда ж мне, бедолаге, податься?»

Людмила Осокина. Кофейная девушка: Стихи и романсы. – М.: Время, 2010. – 80 с. (Поэтическая библиотека). ISBN 978-5-9691-0587-4

Книга столичной поэтессы Людмилы Осокиной названа по стихотворению, печатавшемуся в «НГ-EL» (04.03.10) и ставшему популярным среди интернет-пользователей: «Я – кофейная девушка! Я – девушка-кофе!/ Я бегу мимо вас в городской суматохе…» Сборник состоит из десяти разделов – «Черная кошка», «Туманы осени», «Зимняя сказка», «Романсы» и др.: «Я – странница. От суетных оков/ Я ускользну неслышно, словно птица,/ Напуганная бренностью веков/ И в вечности посмевшая укрыться…» В предисловии «Каждый пишет, как он дышит…» Рада Полищук пишет о стихах Осокиной как «прозрачных, непритязательных», звучащих «негромко, сокровенно, без всякой зауми, рисовки, игры и заигрывания с читателем».

Александр Зорин. От крестин до похорон – один день: епархиальные очерки, дар Валдая, рассказы. – М.: Новый хронограф, 2010. – 432 с. ISBN 978-5-94881-137-6

Жанр нового сборника художественно-документальной прозы московского писателя Александра Зорина можно определить по названию одного из его очерков – «Пейзаж с натуры». Книга повествует о жизни русской до и после перестройки – буднях сельских приходов, распределении американской гуманитарной помощи и т.д. Об этом – «епархиальные очерки» «Земля и небо Мокошского монастыря», «Транзитный батюшка», «Урок Библии в пятом классе», «Дела житейские», рассказы «Хозяйственный мужик», «Кормилица», «Важная персона», «Тихие похороны Шаламова»…

Альфред Дж. Айер. Язык, истина и логика/ Пер с англ. В.Суровцева. Н.Тарабанова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 240 с. (Библиотека аналитической философии). ISBN 978-5-88373-180-5

После стажировки в Австрии (во время которой он принимал участие в заседаниях Венского кружка) Альфред Джулис Айер (1910–1989) прочел в Оксфорде курс лекций о философии Людвига Витгенштейна и Рудольфа Карнапа. На основе этого курса сложилась книга «Язык, истина и логика» (1936), являющаяся обязательным учебником во многих университетах Великобритании и США. Это популярное введение в логический позитивизм сыграло значительную роль в закате британского неогегельянства («абсолютного идеализма») и так называемом лингвистическом повороте в философии. Сам Айер считал, что излагаемые им взгляды «производны от теорий Бертрана Рассела и Витгенштейна, которые, в свою очередь, логически вытекают из эмпиризма Беркли и Дэвида Юма». Также в издание включена статья Айера «Может ли существовать индивидуальный язык?» (1954).

Источник: НГ Ex Libris