Терри Пратчетт. Народ, или Когда-то мы были дельфинами. Пер с англ. Т.Боровиковой. – СПб.: Домино, 2010. – 432 с. ISBN 978-5-699-42326-2
Сравнительно новый (на родине вышел в 2008 году) роман, пожалуй, самого смешного писателя мировой фантастики не входит в его популярный цикл «Плоский мир». Но от этого он не становится менее смешным. Мир, в котором происходит дело, хоть и не имеет форму диска, но и от нашего отличается, как потешная карикатура от скучной фотографии. Здесь есть Британская империя, есть Россия… По крайней мере из нее приходит инфлюэнца, от которой вымирают почти все представители королевской фамилии. Остается один мальчик – на острове Шестого Воскресенья После Пасхи. Его необходимо найти и привезти. Но начинается книга с акта творения мира. «Однажды Имо пошел на рыбалку, но моря не было. Вообще ничего не было, кроме Имо…» А людей создали из душ дельфинов.
Харуки Мураками. Радио Мураками: эссе/ Пер. с яп. А.Кунина.– М.: Эксмо, 2010. – 224 с. (Мураками-мания). ISBN 978-5-699-34115-3
Сборник эссе модного японского прозаика Харуки Мураками. Это «колонки», которые он писал для женского журнала. Темы ясны из заголовков: «Cамоубийства котов и кошек», «Музыка для голубцов», «Сложные взаимоотношения сладкого и острого», «Вечернее бритье», «Пончики» и пр. В небольшом авторском послесловии Мураками признается: «…каждую неделю без особого напряжения выдавал по одному эссе, в котором я сам был всего лишь частью пейзажа». Эссе коротенькие, непритязательные, вот, скажем, про пончики: «Между прочим, вы знаете, кто и когда придумал дырку в пончике? Наверняка не знаете. А я вот знаю. Впервые в мире дырка в пончике появилась в 1974 году в городке Кэмден, расположенном в американском штате Мэн».
Мэри Шелли. Франкенштейн. Последний человек. – М.: Ладомир: Наука, 2010. – 667 с. (Литературные памятники). ISBN 978-5-86218-492-1
Кроме всемирно известного романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) в книгу включен менее известный роман Мэри Уолстонкрафт Шелли (1797–1851) «Последний человек» (1826), который, по утверждению издателей, впервые публикуется в русском переводе. Посвященный теме конечности человеческого бытия «Последний человек» сочетает в своей поэтике черты романтической любовной истории и зримый антиутопический элемент, который позволяет считать эту книгу ранним образцом футурологической фантастики. Впрочем, признания критики роман удостоился сравнительно недавно, по выходе же в свет в начале 1826 года он был единодушно воспринят как авторская неудача.
Валерий Федоров. Русский выбор: Введение в теорию электорального поведения. – М.: Праксис, 2010. – 384 с. ISBN 978-5-901574-79-9
По мнению автора, обилие партий в России 1990-х годов не было случайным явлением, оно адекватно отражало хаотичность и непредсказуемость бурно развернувшихся процессов социальной трансформации. Стабилизация социальной структуры имеет следствием рост числа избирателей, укорененных в «затвердевшей» социальной реальности и потому склонных делать рациональный выбор из более узкого набора альтернатив. Эмоциональные и идеологические факторы при наступившей социальной и политической стабильности и менее значимы, и пользуются меньшим доверием значительно более прагматичного и циничного, чем в «героическую» пору, избирателя.
Максим Петров. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. – М.: Индрик, 2010. – 176 с. ISBN 978-5-91674-093-6
Книга, выпущенная под патронатом Научно-исследовательского института при Российской академии художеств, посвящена важным проблемам современного искусствоведения: анализу причин популярности в XX столетии идеи синтеза искусств, особенностям рецепции (восприятия) актуальных художественных произведений, истокам внутренней интертекстуальности, соперничеству «линейных» и «комбинированных» форм. Автор демонстрирует читателю, как из череды узкопрофессиональных приемов различные симультанные (от фр. «одновременный») техники постепенно вырастают до размеров одного из основополагающих средств языка Contemporary Art. Множество ярких примеров выразительно иллюстрируют авторские мысли.
Источник: НГ Ex Libris