Русский литературный процесс первой половины XX столетия. Новая периодизация

История русской литературы периода 1920-х — 1950-х годов

Новая, укрупненная, периодизация литературной истории XX века, разработанная современным российским научным сообществом, предполагает выделение трех периодов:

1) рубеж XIX-XX столетий (Серебряный век), который представляет собой самостоятельный и самобытный период, открывающий литературную историю следующих ста лет и «программирующий» ее художественную специфику;

2) первая половина XX века (20-е — середина 50-х годов);

3) вторая половина XX века (конец 50-х— 90-е годы).

Такая периодизация обнаруживает закономерности литературного развития XX столетия и позволяет совместить собственно эстетический и социокультурный подходы к его изучению.
Специфика литературного процесса XX века обусловливалась собственно эстетическими закономерностями, характер которых был предопределен, в первую очередь, художественной революцией рубежа веков. Смена художественных парадигм выразилась, с одной стороны, в том, что реализм как творческий метод уже не мог претендовать на роль универсальной эстетики, как это было во второй половине XIX столетия, а с другой — в том, что сформировалось и утвердилось художественное сознание модернистского типа с присущей ему поэтикой, отныне на равных сосуществующее с реалистическим. Взаимодействие реалистических и модернистских тенденций с этого момента будет определять литературный процесс всего XX столетия.

Художественная революция рубежа XIX-XX веков потеснила реализм с принадлежавших ему ранее позиций и утвердила модернизм в качестве полноправной эстетической системы, но это были, скорее, явления внешнего, сопутствующего характера, за которыми стояли глубинные изменения, произошедшие в социокультурной ситуации и художественном сознании. Эти изменения сопоставимы с эстетическим взрывом, произошедшим в русской литературе XVIII столетия, когда утвердился антропоцентрический характер литературы и была подготовлена почва для русской классической литературы XIX века. На рубеже XIX-XX веков произошел аналогичный перелом, результатом которого стало утверждение эстетических принципов новой эпохи, возник художественный язык, «грамматика» и «лексика» которого сохраняли продуктивность на протяжении почти целого столетия.

Литература XX века со всей очевидностью обнаружила недоверие к сюжету, функции детерминистской картины мира, сводящей человеческую личность к совокупности причин и следствий, что обусловливало утверждение новых принципов организации повествования: в творчестве А. Белого, Ф. Сологуба, а потом и у ж наследников — Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова, Ю. Олеши, В. Набокова, Г. Газданова — сюжетность уступила место лейтмотивности, художественному принципу «рифмовки» образов и ситуаций; единая точка зрения, выраженная повествовательным субъектом, сменилась калейдоскопическим чередованием фрагментов, эпизодов, соединенных посредством монтажа или цепи художественных ассоциаций.

Не менее важной приметой новой литературы оказалось то обстоятельство, что миметическая концепция искусства стала утрачивать свою универсальность: художественный мир перестал быть лишь отражением «истинного мира», но обрел статус второй, подлинной реальности, эмансипировался от действительности, претендуя на самоценность.

Но самое главное проявление художественной революции состояло в другом: социальная конкретика художественного содержания классического реализма уступала место обращению к универсальным, бытийным, онтологическим проблемам. Изменилась концепция личности: «социальный человек» реализма уступал место человеку, укорененному не в современности, но в вечности: «вечности заложник» (Б. Пастернак) вырывался из «плена времени» и оказывался «лицом к лицу с вечным временем и бесконечностью Мироздания, со Смертью, Любовью как метафизическим преодолением бренности Бытия, с Богом как образно-философским осуществлением абсолюта»[1].

Стремление литературы, обнаружившееся в творчестве символистов и затем ставшее важнейшей характеристикой литературного столетия, к постижению онтологических, бытийных сторон мира и человека в нем заставило художников обращаться к мифу как к универсальному способу художественной типизации. Авангард, принесший в искусство идеи кривизны, сдвига, алогизма, деформации реальности, предопределил стилевые поиски последующих десятилетий, воплотившиеся в творчестве А. Платонова, Е. Замятина, К. Ваганова, Д. Хармса.

Реалистическая литература, взаимодействуя с модернистской, обогащая ее и воспринимая ее открытия, в результате художественной революции обрела новое качество, проявившееся в творчестве М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, Л. Леонова.

Предметом рассмотрения в данной книге оказывается второй период литературной истории XX века. Начало этого периода положено общественными потрясениями конца 10-х годов — революцией и гражданской войной. Единство этого периода создается особыми условиями литературного развития, когда обстоятельства политического, идеологического, социокультурного плана оказались не менее значимы, чем собственно эстетические.

В этот период резко прерывается естественное, органичное развитие литературы, складываются принципиально новые условия ее существования. С самого начала советского периода государство навязывает литературе несвойственные ей функции агитации и пропаганды, появляется понятие социального заказа. Кратковременный период, когда возможно было существование частных издательств, сменяется полной государственной монополизацией книгоиздательства. Целая серия дискуссий в Комакадемии и в периодике формирует литературный соцреалистический канон.
Единая русская литература развивается в русле трех подсистем, во многом изолированных одна от другой: литература метрополии (существующая и легально печатающаяся в СССР), диаспоры, русского рассеяния, и потаенная (создающаяся в стол без надежды на публикацию или же не пропущенная цензурой).

Сложное взаимодействие имманентных литературе (эстетических) и внешних по отношению к ней (социально-политических и идеологических) векторов предопределило характер литературного процесса 20-50-х годов, который выделяется как единый период, обладающий единой логикой художественного развития и общим характером эстетических тенденций, как реалистических и соцреалистических, так и модернистских, активно взаимодействующих друг с другом.

Завершается этот период серединой 50-х годов. Он знаменуется определенной сменой партийной политики и общих идейно-эстетических ориентиров. Это сразу и резко отразилось на характере литературного процесса, что проявилось уже в литературной и общественной ситуации 60-х годов.

__________
[1] Эткинд Е. Там, внутри: о русской поэзии XX века. СПб., 1997. С. 12.

Источник: История русской литературы XX века (20-50-е годы): Литературный процесс. М.: Издательство Московского университета, 2006.