Кино в законе

Легальное видео поборется за пользователей соцсетей

Правообладатели решились найти путь к сердцам пользователей, не дожидаясь того, пока они станут сознательными гражданами и добровольно-принудительно не откажутся от размещения и скачивания «нелегального» видео.

Социальные сети начали предлагать пользователям легальный лицензионный видео-контент: сначала стало известно о том, что контракт с сетью «ВКонтакте.ру» заключила компания Digital Access, развивающая сервис Ivi.ru, а вслед за этим — об аналогичном соглашении компании «Видеолюбитель» и портала Video.ru с сетями «ВКонтакте», «Мой мир» и «Мир тесен». Что это — попытка договориться с правообладателями после того, как государственная телекомпания ВГТРК выиграла в Арбитражном суде дело против «ВКонтакте», связанное с нелегальным распространением её кинопродукции? Или подействовали угрозы Александра Акопова? Или онлайновый видеобизнес наконец переболел всеми детскими болезнями и начал взрослую жизнь?

Начнём с первого. 19 июля стало известно о том, что Арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга обязал «ВКонтакте» выплатить ВГТРК 1 млн рублей в качестве компенсации за ущерб, нанесённый нарушением авторских прав. О том, что соцсеть незаконно (то есть без соответствующих отчислений и выплат) «крутит» два фильма, принадлежащих телекомпании, стало известно ещё в октябре 2008 года, и тогда же началось судебное разбирательство. Первый суд ВГТРК проиграла, второй, апелляционный, — выиграла. «ВКонтакте» обещает, образно выражаясь, «бороться и искать, найти и перепрятать», но что это меняет?.. Ведь фильмы, ставшие поводом для иска, администрация сети уже удалила.

Несколько недель назад по пути ВГТРК пошёл и другой обладатель правами на кино — компания «Амедиа» и её глава Александр Акопов. Сначала он назвал пользователей «ВКонтакте» «30 миллионами уголовников», потом извинился за оскорбление, не изменив, впрочем, свой принципиальной позиции: нелегально закачанный в Сеть контент, в том числе и с торрентов, должен быть удалён. Если эти меры не будут обеспечены администрацией ресурсов в добровольном порядке, Александр Завенович пообещал «Часкору» привлечь воришек к суду.

Очевидно, что оба факта — победа ВГТРК в суде и угрозы другого крупнейшего правообладателя — не могли не заставить интернет-рынок задуматься и попытаться найти взаимовыгодный компромисс.

А теперь пункт номер два. Подстёгнутый судами и исками, рынок переходит в новую фазу развития, где контент будет всё более легальным, и это уже факт. То есть и нелегальный, конечно, останется, но легальный отвоюет себе вполне приличный процент от общего объёма рынка. И рынок вступит в новую фазу.

Контент в соцсетях будет предоставляться как платно, так и бесплатно. Платная бизнес-модель в начальной фазе выглядит так: компания «Видеолюбитель» разработала программную платформу для онлайн-просмотра и скачивания фильмов, а контент предоставляет Video.ru, заключившая контракты с «Ленфильмом», «Русским фильмом», «Кино без границ» и т. д. Собственно «Видеолюбитель», как пишет «Ъ», будет эксклюзивно распространять контент Video.ru в социальных сетях. Один фильм будет стоит пользователю от 49 до 100 рублей, при этом большая часть денег пойдёт правообладателю, часть — соцсети, остальное — «Видеолюбителю».

«Финам» напоминает, что сегодня 90% полнометражных фильмов в Рунете распространяется по пиратским схемам, однако уже в 2011 году выручка от продажи легального видео может составить 3,5 млн долларов.

Несмотря на такие радужные прогнозы, Digital Access и его гендиректор Анна Знаменская избрали бесплатную модель распространения лицензионного видео в социальных сетях: это значит, что пользователь платить ничего не будет в обмен на просмотр рекламы — до, после или во время фильма. Принципиальность позиции Знаменской зиждется на том, что пользователь в принципе готов платить только за самые горячие и свежие фильмы, которые вряд ли окажутся в интернете в то же время, что и в кинотеатрах.

В пресс-релизе «ВКонтакте» соглашение с Ivi не только является в первым в своём роде прецедентом для Рунета. Уникальность его заключается в том, что правообладатели смогут получать отчисления с трансляции своего контента благодаря тому, что показ видео осуществляется непосредственно с платформы Ivi.ru. Каталог Ivi.ru прикреплён к аккаунту «ВКонтакте». Пользователям же, чтобы смотреть видео, нужно добавить приложение на свою страницу.

Согласно рекламной модели, которую Ivi.ru предложил «ВКонтакте», соцсеть будет получать отчисления от показа баннеров на страницах с фильмами, а выручка от видеорекламы в фильмах будет делиться между Ivi и правообладателями (хотя «Амедиа», RWS и «СТС Медиа», судя по публикациям в СМИ, ещё не все в курсе соглашения между Ivi и социальной сетью). Любопытно, что, комментируя эту схему в прессе, представитель «ВКонтакте» Владислав Цыплухин расценил приложение Ivi как рекламное, поэтому видеосервис будет обязан выплачивать по 7 копеек в сутки за каждого зрителя. Судя по всему, плюс к указанным выше доходам от рекламы. Зная и обсуждая на страницах «Часкора» политику «ВКонтакте» — получать максимум с создателей приложений для соцсети, это уже не вызывает удивления.

Сомнение вызывает другое: сделав шаг навстречу легальному контенту, не добавит ли «Контакт» ещё два к видео нелегальному? Иными словами, а уменьшится ли количество «незаконных» фильмов или они будут мирно сосуществовать на одной площадке?

Помнится, ещё совсем недавно г-н Акопов говорил о том, что лицензионный видеобизнес в Рунете не сможет развиваться до тех пор, пока в Сети превалируют незаконно скачанные фильмы. И только поборов эту тенденцию, можно открывать легальные видеохостинги, которые смогут стать и финансово успешными, и разнообразными с точки зрения представленного на них контента. Так что же получается теперь, легальное видео вполне может найти дорогу к пользователям, которые «ещё не одумались»? А может быть, правообладатели просто испугались, что поезд окончательно уйдёт вперёд, а они так и не заскочат на его подножку?

Текст: Анастасия Алексеева

Источник: Частный корреспондент