Дружба поэтов и проектов

Большой смотр московских литплощадок.

Однородна ли московская поэтическая среда? Да нет, конечно. В ней достаточно взаимной антипатии, основанной как на эстетических позициях, так и на личных качествах. Принцип «против кого дружите?», увы, вечен. И все же столь уж откровенной конфронтации между различными литературными площадками столицы – а при каждой их них живет своя группа авторов! – как-то нет. И это продемонстрировал вечер в клубе Bilingua.

Начиналось все вполне эпично. Неугомонные представители группы «Культурная инициатива» Данил Файзов и Юрий Цветков зашли в гости к своим коллегам в литературный салон «Классики XXI века». Зашли просто так – попить чайку. Потому что было уже поздно и мероприятие закончилось. Радушная хозяйка «Классиков» Елена Пахомова угостила пассионариев от литературы чаем. И за этим самым разговором была придумана концепция вечера: собрать в одной программе все самые заметные литературные площадки Москвы, дать слово куратору каждой, а он бы, в свою очередь, представил своих любимых авторов, как это сейчас принято говорить – резидентов… У этих людей слово редко расходится с делом – вечер был организован и с успехом прошел.

Начали с самой «молодой» площадки – клуба «Гарцующий дредноут», около полугода собирающего авторов на Арбате под лозунгом «Полный трюм поэтов». Куратор Лев Оборин рассказал, что первоначально задумывалось приглашать выступающих попарно – по принципу «мальчик–девочка». И несколько таких вечеров прошло, но потом от полового принципа отказались и компании стали подбираться более свободные. От «Трюма» в Bilingua выступили Геннадий Каневский и Кирилл Корчагин – оба без своих «напарниц».

Прочитав стихи, Кирилл не спешил покидать импровизированной сцены – теперь он уже выступал как координатор цикла «Они разговаривают», который начинался больше года назад в кафе Ex libris, но недавно сменил место дислокации. Особенность этого проекта в том, что приглашенные поэты не только читают стихи, но и беседуют с залом в непринужденной форме. Что и продемонстрировали Александра Володина и Данила Давыдов.

Подробный отчет о деятельности, увы, уже закрытого литературного клуба при галере Stella Art foundation зачитал с листа Евгений Никитин. Он пожаловался на Аркадия Штыпеля, который, недооценив художественных достоинств абстрактной композиции из сваленных в кучу стульев, взял один из них и даже хотел на него сесть – вероятно, поэтому современные художники и решили, что им с малоподкованными в актуальном искусстве поэтами не по пути. А потом куратор представил Марка Шатуновского, который прочитал стихи о «Заблудившейся войне».

Татьяна Тихонова рассказала о клубе «Журнального зала». От него выступили Геннадий Калашников и Андрей Коровин. Последний был, как всегда, цветущ и позитивен – он прочитал несколько стихотворений из сравнительно новой книжки «Пролитое солнце».

И вновь выступающему не дали покинуть сцену – опять поэт превратился в куратора: Коровин начал рассказывать о литературном салоне «Булгаковский дом». А потом представил двух поэтов – брутального Всеволода Емелина, который прочитал стихи из совсем новой книги с непроизносимым немецкоязычным названием (рецензию на книгу Gotterdammerung см. на стр. 6), и хрупкую Ингу Кузнецову.

От одной из самых активно работающих точек столицы – клуба «Проект ОГИ» – выступил Николай Звягинцев. Впрочем, он мог выступить и от имени многих других площадок – его выступления нередки и всегда успешны.

Елена Пахомова никого из поэтов не пригласила – она посетовала, что нет возможности показать видео, поскольку ей очень хотелось продемонстрировать уникальные съемки выступлений в клубе «Классики XXI века» поэтов, которых уже нет с нами. Вспоминали и Руслана Элинина – основателя Литературного салона при Чеховской библиотеке.

Прозаик Леонид Костюков рассказал историю «Эссе-клуба».

А завершился вечер выступлением мощной команды резидентов Зверевского центра – старейшей из московских литературных площадок. Николай Байтов даже показал афишку, из которой явствовало, что уже лет 20 назад клуб праздновал свое столетие, поскольку является правоприемником салона «Премьера»… От концептуалистов можно ждать многого! Алексей Сосна начал рассказ чуть ли не со своей ранней юности – как работал на заводе, как поступил в Литинститут, как устраивал встречи с Александром Солженицыным, как подвергался гонениям. Прочитал и стихи, посвященные культовому художнику, имя которого носит центр. Со своими произведениями выступили Алексей Денисов и Юлия Скородумова. В заключение Александр Курбатов нараспев исполнил несколько своих произведений, призванных проиллюстрировать возможности неожиданных рифм. Ну и как настоящий хит сезона прозвучала «Собачка», прославившая своего автора на последнем Большом слэме

Текст: Андрей Щербак-Жуков

Источник: НГ Ex Libris