В последней части трилогии «Миллениум» Стиг Ларссон пробует себя в жанре юридического триллера и завершает историю Лисбет Саландер.
Стиг Ларссон. Девушка, которая взрывала воздушные замки. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010.
Какими бы смелыми ни были ожидания поклонников в преддверии выхода русского перевода третьей книги знаменитого шведа Стига Ларссона, остаётся констатировать, что реальность, как это часто бывает, таки превзошла самые невероятные фантазии. Никаких тайн и загадок. Никаких запутанных интриг. Все сюжетные повороты известны с первых же страниц. Лисбет Саландер выжила и предстанет перед судом. Секретный отдел спецслужб, созданный для работы с русским шпионом-перебежчиком Александром Залаченко, на грани разоблачения. Журнал «Миллениум» готовится опубликовать очередной сенсационный материал и помочь адвокату выстроить линию защиты Лисбет Саландер на суде. Негодяи неминуемо получат по заслугам. Единственный вопрос, который, очевидно, должен волновать читателя на протяжении восьми сотен убористых страниц, — как именно это произойдёт.
Начав трилогию с изящного герметичного детектива и продолжив детективом социальным, на этот раз Стиг Ларссон создал весьма специфический текст. Детектив без единого намёка на собственно детективную интригу. Роман, жанр которого колеблется где-то между классическим политическим расследованием и юридическим триллером. Страницы в обилии заполняются поиском улик, исчезновением свидетелей, экспертными интригами, слежкой, секретными переговорами и встречами с высокопоставленными особами. И, чтобы читатель вконец не утратил драйв, последовательно разбросанными по сюжету попутными убийствами.
Читать Ларссона по-прежнему интересно, хотя и политические спекуляции, и юридический триллер — жанры, для русской литературной традиции не органичные. К третьей книге история явно приобретает свойства текста «для своих». Вводить в курс ранее случившегося Ларссон не собирается, а прописанная до мельчайших подробностей подготовка к суду вряд ли может быть самодостаточной для стороннего читателя, решившего именно сейчас присоединиться к истории. Кроме того, в последней книге огорчительно мало того, что в своё время сподвигло фанатов на создание туристического маршрута «Милленниума» по местам, так сказать, боевой славы: деталей, примет, знаков — словом, всего того, что имеет свойство намагничивать пространство действия, наделяя его невероятной притягательностью.
Не очень понятно, чего можно было бы ожидать от Стига Ларссона в последующих, запланированных, но так и не написанных из-за смерти автора книгах серии. На данный момент имеющиеся тексты производят впечатление логически завершенной трилогии, а сюжет со счастливым финалом стоит признать вполне исчерпанным. Как и то, что книг именно столько, сколько нужно, — во избежание девальвации имеющихся достижений. Опыт «Милленниума» показал, каким способен быть детектив, сколь многое он при умелом исполнении может себе позволить, не рискуя при этом утратить внимание читателя. И надо признать, что пока ни один из претендентов на вакантное отныне место главного мирового детективщика-новатора не может похвастаться и долей той увлекательности, которая имеется у Стига Ларссона.
Текст: Татьяна Трофимова
Источник: Частный корреспондент