Стенограмма несостоявшегося выступления на семинаре молодых юмористов
Дорогие товарищи семинаристы!
Прежде всего я хочу сказать, что юмор надо писать смешно. Можно как исключение писать и несмешно, но тогда получается сатира.
Французский писатель Г. Д. Мопассан говорил, что главное у писателя — глаз. В. П. Катаев, полемизируя с этим французом, сказал на семинаре, что yxo — главное. Я согласен, особенно если у кого очки, а не пенсне. Но в общем, мне кажется, прав и Валентин Петрович, и Ги Де: нужны и глаз, и ухо — хотя бы по одному. Лучше, конечно, обе пары.
И еще важно писателю иметь руку. Неважно где.
Я к чему это говорю? Я это к тому говорю, что писатель должен активно вторгаться в жизнь. В кино сходить, посидеть у телевизора, даже иной раз книжку почитать. Книжки очень развивают — становишься начитанным, культурным человеком. Театр тоже в этом смысле неплох. Но здесь я увлекся — это на секции драматургов надо сказать.
Теперь к вопросу о языке. Язык — очень важная часть писателя, если он умеет им владеть на семинарах и совещаниях.
Плохо также обстоят дела с краткостью — сестрой таланта. Так, например, по сравнению с последним кварталом прошлого года словам стало теснее на 30 проц., правда, мыслям стало просторней на 50 проц.
Да, так что же я хотел вам сказать? Писать надо лучше, вот что. Гоголь с Чеховым Антон Палычем как писали? А тоже такие же, как вы, когда-то были молодые, причем люди были не бог весть какого здоровья. А сейчас я иной раз вижу здоровенного парня, кулак с голову пионера, косая сажень в плечах, а написать мало-мальски приличный роман или поэму не может.
Это я к тому говорю, что лучше писать лучше, чем хуже. Хуже писать хуже.
Вот, собственно, и все. Желаю вам счастья в труде, трудовой деятельности и работе.
В соавторстве с Вл. Владиным
Источник: «Литературная газета» (№ 4, 1971)