В антологии, составленной Джеффом Вандермеером, пират предстаёт в образе идеального нонконформиста и борца с косностью.
Пиратское фэнтези: Антология / Сост. Э. и Д. Вандермеер. СПб.: Азбука, 2010.
Джефф Вандермеер, известный в России по роману «Подземный Венисс» и сборнику «Город святых и безумцев», — ключевая фигура для современной англо-американской «жанровой» прозы. Вместе с английским социалистом Чайной Мьевилем (этаким Захаром Прилепиным от фантастики) он стал одной из икон движения New Weird, «Новые странные», приветствующего эксперименты с формой и ратующего за возвращение писателей из фэнтезийных кущ к актуальным проблемам современного человека. Именно это движение инициировало процесс обновления, отказа от замыленных стереотипов, который начался в западной фантастике в конце 1990-х. А в свободное от схваток на литературных баррикадах и сочинения собственных опусов время Джефф вместе с женой Энн занимается составлением тематических антологий, в число которых вошла и Fast Ship, Black Sails, которую, впрочем, наши издатели не преминули переименовать в «Пиратское фэнтези», а то клиент не клюнет.
«Пираты кажутся столь привлекательными, в том числе и нам, из-за своей вольной жизни, путешествий к далёким горизонтам, жажды приключений и экзотических открытий», — пишут в предисловии составители. А ещё, добавлю, из-за того, что плевать хотели на закон, предпочитая жить исключительно по собственному кодексу. Пираты — архетипические нарушители правил, бросающие вызов обществу, Богу и природе. Рискну предположить, что этим они и приглянулись чете американских нонконформистов.
Примерно в том же направлении движется мысль большинства участников этого проекта. Мистер Кастор Щепкинс из рассказа Риса Хьюза «Как Щепкинс по волнам» легко обводит вокруг пальца само время, выстраивая хитрую причинно-следственную цепочку, позволяющую ему в итоге стать собственным внуком. Капитан Никола Бруерович из «Мы спим среди волн под звёздами» Брендана Коннелла поднимает «чёрный Роджер» после того, как публика освистывает его за смелые научные теории, «оспаривающие концепцию единого Творца и владыки Вселенной». Космическая пиратка из постлавкрафтовского «Буджума» Элизабет Бир и Сары Монетт готова вопреки инстинкту самосохранения пожертвовать физической оболочкой, чтобы сохранить в неприкосновенности свой разум. Целых два рассказа («Плачь по Габриэль, святой покровительнице лекарей, шлюх и добрых воров» Келли Барнхилл и «Дитя нимфы» Кэрри Вог) посвящены девушкам, наперекор гендерным предубеждениям своей эпохи уходящим в море, чтобы стать в одном случае капитаном, а в другом — первым помощником на пиратском судне. И так далее в том же духе.
Но самая показательная новелла этого сборника, пожалуй, всё-таки «Пиратские решения» Кэтрин Спарроу: автор проводит чёткую параллель между корсарами XVIII века и современными хакерами. Хаос, анархия — их стихия, бой с превосходящими силами противника — их судьба, от ощущения опасности захватывает дух и сладко заходится сердце. Да здравствует разрушение ради разрушения: пусть вылетят все пробки и энергия хлещет через край! Йо-хо-хо и бутылка рома! Потом, правда, наступит неизбежное похмелье и судьба предъявит «чёрную метку», но ведь настоящий пират никогда не задумывается о последствиях, правда?
Текст: Василий Владимирский
Источник: Частный корреспондент