В первую книгу о «Живом Журнале» вложен купон на пять долларов, которые можно потратить на платные сервисы компании «СУП».
Андрей Подшибякин. По живому. 1999—2009. LiveJournal в России. — М.: Издательская Группа «Аттикус», 2010.
Эта книга, собственно, не могла не появиться. «Живой Журнал» как совокупности публичных сетевых дневников — такое характерное для русского интернета явление, что удивительно, как популярная книга о нём не появилась раньше. Ситуация с фиксацией таких феноменов хорошо описывается простонародным выражением «Кто первый встал, того и тапки». Какими бы недостатками ни обладала эта книга, она уже — ориентир.
Ближайшее время вряд ли появится так богато и красиво изданный том, посвящённый явлению, что занимает мысли (без преувеличения) миллионов простых людей и тысяч знаменитостей.
Больше всего эта книга, созданная совместно с компанией «СУП» (что управляет «Живым Журналом»), напоминает рекламный проспект. То есть это рекламный буклет компании «СУП», который должен называться «ЖЖ как социальный феномен».
Стиль гладок, а на каждой странице — картинка. (Особенность книги в том, что она говорит о «Живом Журнале» как о литературо-текстоцентричном ресурсе, а сама содержит огромное количество картинок — даже, кажется, избыточное. А не всякое изображение из Сети хорошо смотрится на бумаге. На страницах «По живому» есть масса фотожаб, которые при перенесении с экрана в глянцевый формат исходят на зерно. Иногда они напоминают неизвестно к чему висящую в офисе картину. Дизайнеры велели — мы повесили, а зачем — неведомо).
Но это всё не так важно, куда важнее то, что непонятно кто должен выложить за это издание не самые маленькие деньги. Ну, новичок — чтобы понять, где он только что стал вести свой публичный дневник. Да только сколько их, таких, в 2010 году? К тому же, кажется, что молодой человек, приходящий сегодня в Сеть, ориентируется не столько на книги, сколько на информацию в той же Сети, на «сарафанное радио», на мнения друзей.
Ну, человек, в этой книге упомянутый. (Я сам такой, тщеславно проверил — есть.)
А дальше что? Описи коммьюнити и блогеров там по многочисленным и объективным причинам минимальны. Практических советов тут нет, широкой «справочной» статистики — тоже. Наконец, реальной социологии, каких-то политических, социологических и философских обобщений, что интересны не новичку, а людям, десять лет поварившимся в этой среде, — тоже нет. Это статья в глянцевый журнал, только размером с книгу. Не сказать, что «Живой Журнал» как место проживания и способ коммуникации меньше повлиял на нас, чем фильм «Матрица», меж тем я наблюдаю на своей полке три книги с философскими, социологическими и прочими разговорами о фильме «Матрица».
Нет, я не говорю, что автор нехорош и книга дурна. Вовсе нет, вопрос в том, кто целевая аудитория?
Представьте себе роскошно изданный альбом какой-нибудь газовой компании, скажем — «Мечты сбываются». Бумага толщиной в палец, картинки бескрайней тайги, мужественных людей в оранжевых касках, синий огонёк на плите (куда ж без него). Но ты начинаешь листать такую книгу и понимаешь, что понять из неё современное (и прошлое) положение этой компании на рынке нельзя. И как устроена его нынешняя структура — тоже. Ты думаешь: ладно, пусть это будет увлекательное и познавательное чтение о первопроходцах и буровых — но нет. Нет даже описания физики-химии процесса, и того, откуда взялся газ в природе.
Это красивый буклет. Такие в разных компаниях дарили ветеранам. С этой-то целевой аудиторией всё понятно.
Ведь одна из проблем «Живого Журнала» в том, что он чем-то напоминает наше жилищно-коммунальное хозяйство. Построенное когда-то на энтузиазме и в совершенно другой стране, оно начинает ветшать. А когда встаёт вопрос о ремонте и реконструкции, оказывается, что на это нет денег. «Живой Журнал» оброс рекламой и коммерческими структурами, в нём учащаются взломы дневников и прочие малоприятные акции. И многие давние пользователи начинают бояться, что управляющая компания их многоквартирного домика просто выдоит бренд, да и оставит их без горячей воды и с забитым мусоропроводом. Тут бы и напечатать в приложении что-нибудь познавательное о том, как ходят деньги «Живого Журнала», сколько их и чего что стоит. И читателю интересно, и исследователю на пользу, информация-то не секретная, на рынке каждый день предъявляемая. Но нет, вместо этого лишние полдюжины комиксов.
Впрочем, деньги там есть — в книгу вклеен купон на $5 для использования его в платных сервисах «СУП».
Текст: Владимир Березин
Источник: Частный корреспондент