Инстинкт делиться

Пять источников пиратства (часть IV).

Стремление поделиться — одно из базовых импульсов в отношениях между людьми. Даже котята играют с фантиком на веревочке строго по очереди. Это не что-то осознанное, это инстинктивное… Мать делится с сыном, муж с женой, ближний с ближним.

Человек пригласил в гости хорошую компанию, угостил всех пиццей — он поделился, всем хорошо. Решили посмотреть видео, законно купленное в магазине, но что-то не так с голограммой. И вот уже хозяин на скользком пути уголовщины — он организатор неавторизованного показа, о чём нас так строго предупреждает ФБР перед началом фильма.


Мы как-то говорили с Ваней Засурским об авторских правах, и среди прочих движущих сил в информационной экономике он упомянул sharing. В английском языке и культуре это многомерное понятие. У нас пока нет эквивалента этому термину: «дележка» звучит ужасающе, «совместное использование» — слишком казенно. Sharing — это совместное использование ресурсов, это дядя, приехавший из Туапсе и спящий у вас на кухне, это поедание конфет с друзьями в пионерском лагере, это общий почтовый сервер, это кормление голубей.

Стремление поделиться — одно из базовых импульсов в отношениях между людьми. Даже котята играют с фантиком на веревочке строго по очереди. Это не что-то осознанное, это инстинктивное… Мать делится с сыном, муж с женой, ближний с ближним.

В природе есть интересная особенность — растения стараются максимально широко распространить свои семена, то есть свои будущие копии. Что удивительно, нарушая при этом копирайт. Если рассматривать произведение искусства как мем, а его создателя как проводника, то понятно, почему хит тиражирует себя сам всеми доступными способами. Идеи хотят жить и циркулировать. К сожалению, у лучшего фильма про войну не получился самосев, потому что это был второй, принудительный способ делиться: когда у нас взяли новый велосипед в виде налогов, а вернули запчасти в мешке. Да, скачивай сколько хочешь, в этом случае уже давно заплатили. Так ведь никому и не надо…

Однажды в лондонском парфюмерном магазине Penhaligon произошел случай. Симпатичный седовласый человек в очках, как выяснилось позже — профессор Стэнфордского университета, рассказал пятерым присутствующим историю о том, как его прадед ещё до Первой мировой войны покупал в Лондоне у «Пенхалигона» мужской одеколон Hammam Bouquet. Потом уже его отец раз в два года приезжал из Америки в Лондон, чтобы пополнить запасы. В шестидесятые годы маленькая семейная фирма «Penhaligon» закрылась, одеколон закончился, и пополнять его запас стало невозможно. Прошло какое-то время, и вдруг магазин открылся вновь. Отец профессора метнулся на самолете в Лондон, зашёл в лавку, открыл пузырек, понюхал и заплакал. Теперь уже сам профессор раз в два года прилетает из Америки, чтобы купить три пузырька Hammam Bouquet, несмотря на то, что их можно заказать по интернету.

Потом один из присутствующих в лавке достал из кармана редкий арабский парфюм и предложил всем присутствующим оценить тонкость оного. Восхищались, обнимались, потом прощались — с надеждой когда-нибудь встретиться. И наконец, при расставании профессор сказал: «Спасибо вам, что поделились». И все присутствующие в свою очередь поблагодарили его за то, что он поделился с ними своей семейной историей. Никто никому ничего не вдувал, не планировал получать доход. Это просто был sharing.

Страница, на которой находится эта статья, снабжена кнопками социальных сетей: Facebook, Twitter, Livejournal, при помощи которых вы можете поделиться ссылкой со своими друзьями и знакомыми. Такова Cеть. Делиться ссылками — главный принцип.

Гиперссылка — лекарство против авторского эгоизма. Нормальный автор делится информацией, пониманием, и он не может противостоять этому внутреннему стремлению делиться. Располагая в начале текста ссылку, автор рискует, что его статью не дочитают до конца. Забавно видеть в крупных газетах лицемерные ссылки, когда указан адрес, но линка под ним нет. Гиперссылки — это развитие идей цитирования, принятого в академическом мире, когда мысль или концепт подкрепляется указанием источника. В свою очередь, это глубоко уходит корнями в теологию, когда библейская цитата должна была в себе нести отсылку к библейской книге, конкретной главе и номеру строки. Мы видим, что идея делиться источником информации была и остается правилом для любого добропорядочного автора.

Конечно, все мы знаем два распространённых способа делиться, хороший — добровольный, когда вы в поезде угощаете соседа бутербродом, и второй — принудительный, когда приходит соседка и просит у вас дрель и мужа на пару часов, а возвращает их обоих через полгода в убитом состоянии. Сейчас большинство правообладателей оказались в состоянии принудительного «поделись с ближним». Умные, видя тенденцию делиться, воспользовались ею, например, Radiohead или Паоло Коэльо. Законы экономики сильны, но если деньги потрачены умно и весело, они отобьются.

Стремление делиться всё равно побеждает — оно как гидра! Прихлопнули Napster — получили пять новых сетей, более продвинутых и более децентрализованных. На смену погибшему всегда приходит более совершенное.

В сценарном планировании приходится учитывать пять движущих сил развития общества: общественные отношения, политику, экономику, технологию и природу. Стремление людей делиться относится, на мой взгляд, к природе. Эту силу нельзя переломить, но можно использовать: так вирусный маркетинг использует её для продвижения продуктов и идей, так поднялись и Google, и Яндекс, никому ничего не навязывая.

Такое ощущение, что олдскульные рокеры и производители ковбойских боевиков не умеют и не хотят использовать естественные движущие силы, они хотят насаждать свои правила из семидесятых. Вспоминается пословица: «Если плюнешь на общество, оно утрется, если общество плюнет, то утонешь». Люди знали об этом ещё до появления цифрового контента.

В мировом бизнесе в последнее время сформулировалось понятие NJFP (Not Just For Profit). Любой проект — технический или гуманитарный — должен нести в себе эту компоненту, чтобы успешно развиваться. Давно замечено: самый эффективный проект, ориентированный на быстрое получение прибыли, — это гоп-стоп в подворотне. Чем полезнее и для большего числа людей предназначено начинание — тем выше вероятность устойчивого развития.

Все помнят ютьюбовский клип Орена Лави с девушкой на кровати, едущей в поезде, в море играющей с рыбками. За год до появления видеоклипа он выпустил диск на хорошем английском лейбле. Сколько было продано? Сорок дисков! Купили: племянник, бабушка, родители, музыканты, автор обложки и сам исполнитель на подарки друзьям. После того как Орен поделился со всем миром и выложил клип для бесплатного просмотра, он получил мировую популярность и миллионы прослушиваний. Он поделился креативностью, с ним поделились вниманием. Молодой артист страдает не от пиратства, он страдает от безвестности.

Пока люди будут делиться друг с другом, они смогут выносить жесткое и корыстное давление окружающего мира.

В пятой, последней колонке — о силе технологии, «информации на кончиках пальцев».

Текст: Сергей Москалёв

Источник: Живой журнал Сергея Москалёва