Светлана Иванникова: «Одним словом в ЖЖ можно добиться очень многого»

Что поменяется в LiveJournal Russia при новом руководстве?

На прошлой неделе стало известно, что в компании СУП, которая владеет ЖЖ и «Газетой.Ru», произошли кадровые перестановки. Новым руководителем LiveJournal Russia назначена Светлана Иванникова, ранее руководившая отделом маркетинга. Светлана окончила факультет журналистики МГУ несколько лет назад и написала диплом о ЖЖ, которым зачитывались и преподаватели, и студенты.


Своё первое интервью в новой должности Светлана Иванникова дала «Часкору».

— Ты работаешь в СУПе уже несколько лет. В чём теперь принципиально изменились твои обязанности и «зона ответственности»?
— Совершенно верно, в СУПе я работаю с 2006 года и до последнего времени занимала должность руководителя отдела маркетинга LiveJournal Russia и «Газеты.Ru». Старшие коллеги сделали мне предложение возглавить весь кириллический LiveJournal и расширить зону ответственности конкретно по ЖЖ. Маркетингом «Газеты.Ru» будет заниматься другой человек, как и маркетингом LiveJournal будет заведовать новый член команды ЖЖ.

— Что ты конкретно собираешься делать в новой должности, будешь ли кардинально менять принципы управления LiveJournal’ом, вообще что-то менять в компании? Я не имею в виду, что предыдущее руководство делало что-то не так, но, может, есть что-то такое, что ты хотела бы поменять, что давно хотела сделать, а руки, к примеру, так и не доходили?
— Собираюсь активно работать :). И какое-то время решать надо будет уже поставленные задачи, работать с утверждённым планом, доделывать то, что уже начато. Принципиальных, резких изменений не будет. Будут изменения в команде ЖЖ, но это — текущие вопросы, решение которых направлено исключительно на оптимизацию рабочего процесса и никак не связано с моим назначением. Ну и ЖЖ всё-таки ещё не весь СУП (несмотря на то, что это приоритетный проект для нас), чтобы вдруг ни с того ни с сего менять что-то в руководстве самой компании.

— В рамках СУПа существует проект LiveJournal.Ru. Есть ли у тебя идеи по его развитию или по созданию аналогичных структур?
— LiveJournal.Ru, на мой взгляд, был создан абсолютно своевременно. Вообще, решение создать ресурс, источником информации которого является абсолютно логоцентричный ЖЖ, многие пользователи которого бывают находчивее, оперативнее представителей традиционных СМИ, было очень правильным и логичным.

LiveJournal.Ru — это дайджест всего самого интересного, на что обратила внимание блогосфера ЖЖ, который формируют редакторы, но при этом редакторы оставляют возможность читателю сделать выводы самостоятельно, стараются показать реакцию блогосферы на событие в разных ракурсах. И мне бы хотелось сохранить такой подход — давать больше разных точек зрения и делать больше собственных проектов. Пример тому — последний редакционный проект «Живая история», который был создан при активной поддержке сообщества warhistory и собрал очень хорошее число читателей.

В любом случае, мы делаем ставку на медийный контент ЖЖ и будем дальше активно развивать это направление, будем больше работать с блогерами и сообществами, выбирать больше интересных тем для освещения.

— Как ты считаешь, разумно ли было закрывать «Яндекс.Топ» по блогам? Нужна ли сегодня блогерам независимая статистика или LiveJournal.Ru вполне достаточно, что сориентироваться в блогосфере, понять, что популярно, а что нет?
— С точки зрения пользователя, мне было интересно, что «Яндекс» показывал в своём топе. Однако я часто наблюдала в топе посты, имеющие ярко выраженный рекламный оттенок, и это не могло меня не расстраивать. Возникал диссонанс доверия: с одной стороны, в рейтинге находились записи действительно популярных постов с, так сказать, высоким органическим индексом интереса. С другой стороны, туда, получается, легко могла попасть запись блогера, который в очередной раз рассказывал о прелестях нового йогурта. То есть в какой-то момент топ из полезного инструмента попросту превратился в свалку коммерческих постов. И закрытие топа стало для руководства «Яндекса» вполне логичным шагом.

Ну и странной была бы последующая ситуация, при которой все вдруг опустили бы руки, тяжело вздохнули и согласились, что после закрытия топа «Яндекса» никаких рейтингов существовать не должно. Альтернативные рейтинги были и есть. Например, рейтинг постов на сайте «Студии Артемия Лебедева» или рейтинг записей на портале Whoyougle.Ru.

Рейтинг самых популярных записей ЖЖ, как можно догадаться из названия, предлагает топ-список постов, опубликованных блогерами в LiveJournal. В целом рейтинг LiveJournal — вполне хорошая альтернатива собственной френд-ленте, если есть желание следить за тем, что интересует ЖЖ в настоящее время, что популярно, что вызывает реакцию.

— Каковы последние данные по статистике ЖЖ: число пользователей, активных/неактивных, записей и тому подобное?
— Сегодня в кириллическом сегменте ЖЖ (то есть все блоги, которые ведутся на русском языке во всём мире) — 3,5 млн пользователей, 136 тыс. сообществ, 50 млн постов (каждый месяц появляется примерно 4 млн новых постов). За апрель 2010 года число «уников» составило почти 23 млн посетителей, число page views (то есть просмотров страниц) — свыше 400 млн. Почти 30% всего трафика «глобального» LiveJournal приходится на Россию, 20% — на весь остальной русскоговорящий мир. В России ЖЖ по-прежнему блог-платформа номер один, и растёт она значительно быстрее, чем остальные подобные платформы или социальные сети.

— В чём ты видишь основное отличие аудитории ЖЖ от аудитории других хостингов?
— В силе. Нет, без пафоса. В силе слова. Одним словом в ЖЖ можно добиться очень многого. Например, собрать средства на лечение тяжелобольных детей. Поднять волну протеста против произвола «синих ведёрок». Найти свидетелей аварии и т.д. При этом специфика ЖЖ-сообщества ещё и такова, что за написанные слова требуют ответа. Иными словами, разоблачение может настигнуть и самого блогера, если тот оказался не чист на руку или не слишком аккуратен в безосновательных выводах.

Однако если делать выводы только на основе резонанса, который вызывают в оффлайне те или иные сообщения в постах ЖЖ-юзеров (и сообщения эти, как правило, именно что разоблачительные), то может сложиться ощущение, что аудитория ЖЖ — это аудитория дерзких и агрессивных людей. Это совершенно не так. В ЖЖ огромное количество блогов с уникальной, интересной и совершенно, простите, безобидной информацией. Для меня, например, было откровением, что в ЖЖ есть сообщество для хозяев исключительно рыжих котов, где люди публикуют фотографии своих рыжих питомцев и восхищаются уникальным экстерьером зачастую абсолютно одинаковых кошек. Или сообщество «Физики шутят», в котором публикуются шутки о физиках, для физиков и, судя по остроте шуток, самими физиками.

В общем, ЖЖ — это огромное количество «персональных СМИ» на любой вкус и цвет, в ассортименте, так сказать. И ассортимент этот не представлен так ярко более нигде.

— Ощущает ли ЖЖ растущую конкуренцию с Facebook в России? На днях Леонид Бершидский из «Слона» покинул ЖЖ с мотивировкой — я ушёл на Facebook. Есть и другие подобные случаи. Как ты можешь это объяснить? Нет ли ощущения, что ядро ЖЖ размывается, а аудитория становится слишком разнородной?
— «Я ушёл на Facebook» — скорее не мотив, а действие. И действие одного конкретного человека. И действие это в масштабах ЖЖ не может иметь какого-либо ужасного последствия. Особенность интернет-пространства в России такова, что люди могут позволить себе мигрировать, заводить несколько аккаунтов на самых различных ресурсах. И им за это ничего не будет :).

Я в последнее время слышу вопросы о том, что мы собираемся делать с социальными сетями. Да ничего мы не собираемся делать с ними, потому что социальные сети и ЖЖ — это две абсолютно разных истории, каждая из которых решает совершенно разные задачи. ЖЖ — это больше про контент, про творчество, про действия. Социальные сети — больше про быстрые коммуникации.

— Как ты считаешь, ЖЖ должен оставаться для массы пользователей хобби и развлечением или способом заработка? Можно ли сделать бизнес на своём уютном дневничке? Или СУП такой бизнес не поощряет?
— Мне кажется, решать, чем ЖЖ является для человека, который пришёл читать чей-то блог или написать что-то в свой, должен он сам. ЖЖ вообще удивительная штука в том смысле, что каждый может реализовать любые свои начинания. В том числе, конечно, решить и финансовые вопросы.

Понятно, что официально заниматься коммерческой деятельностью в ЖЖ имеет право компания СУП. То есть вешать рекламу без разрешения как бы нельзя. Впрочем, СУП предложил пользователям в прошлом году вариант, который был своего рода экспериментальным компромиссом. А именно: пользователям предлагалось подписать соглашение на размещение рекламы в дневниках. От пользователя требовалось только быть честным и указывать, какой пост является рекламным. То есть прямо уведомлять своих читателей, что йогурт, может, и вкусный, но за пост я получил этого йогурта коробок десять — «на правах рекламы». Кстати, соглашение всё ещё актуально и висит вот тут.

Пользователи и сами активно участвуют в обсуждениях темы «реклама в ЖЖ: как сделать так, чтобы всем было комфортно» и предлагают свои идеи в сообществе lj_ru_support.

— Как ты относишься к тому, что ряд тысячников открыто признаётся, что публикует посты за деньги и на сём неплохо зарабатывает?
— Тут всё очень просто. Если тысячник заявляет, что продаёт свои букво-места в блоге, значит он должен понимать, что интерес к его блогу со стороны рекламодателей должен расти. Рекламодателя интересует что? Охват, качество аудитории. То есть блогер должен обеспечить своему потенциальному рекламодателю эту самую качественную аудиторию. И самый простой способ заполучить читателя, который подпишется на журнал и его обновления, — это работать над контентом, писать интересно, ярко, поддерживать свой стиль, подогревать интерес читателя. То есть обеспечивать трафик.

Почему же мы должны выступать против трафика? Конечно, мы не можем не отреагировать, если в ход пускаются «грязные» методы. Ну, например, когда подключают всякие сервисы по автоматической накрутке числа френдов, потому что это уже серьёзная спам-проблема, с которой борется Abuse Team. И мы будем разрабатывать больше продуктов, которые помогут нашим пользователям официально зарабатывать на своих блогах.

— Какие дневники читаешь ты сама, что сама считаешь самым интересным в русском — или каком-то другом — ЖЖ?
— Из последнего открытия — это мега-популярное в США сообщество ohnotheydidnt. Это сообщество про «звёзд без галстука», но без грязюки и фанатовской паранойи. И из этой же серии — сообщество про политиков ontd_political. Интересно наблюдать, как они подают контент и как реагируют читатели. Очень нравится сообщество ru_marriedtosea, где публикуются переводы комиксов «Женаты на море» — плод совместного труда Дрю и Натали Ди.

Вообще, в последнее время я как-то плотно подсела на всякие блоги и коммьюнити комиксистов. Вероятно, потому, что мы собирали разный материал для нашей книги про русский ЖЖ «По живому» (книга, к слову, уже в продаже). Вот, например, есть сообщество с комиксами про «Белого Ниндзя, трогательного извращенца». Или вот есть сообщество с говорящим названием ru_unspeakable и посвящённое переводам комиксов по мотивам произведений Г.Ф. Лавкрафта (Ктулху, превед!).

В моём списке, который намного шире моей френд-ленты, всякого разного навалом. Вот, скажем, есть интересное сообщество bilo_i_stalo, которое рассказывает о том, каким город был, а каким стал. Есть совершенно бесполезное сообщество, в котором просто говорят «Спасибо» своим коллегам. Или полезное, на мой взгляд, сообщество «Хреновина», в котором принято уточнять, как же на самом деле называется «вот такая вот хреновина, из которой, значит, торчат такие вот шняги, ну вы поняли».

Ну и много личных дневников читаю. Но это, вот честно, вообще разговор уже на отдельную книгу :).

Текст: Анастасия Алексеева

Источник: Частный корреспондент