Смена жанра

oldi Генри Лайон Олди демонстрирует незаурядное умение писать  коротко и ёмко, а заодно ликвидирует безграмотность среди  начинающих фантастов.

Генри Лайон Олди. Смех дракона. М.: Эксмо, 2010.

Актёр, блистательно освоивший искусство драмы, но органически не  способный играть в комедии, похож на однорукого пианиста. Казус  любопытный, но на сцене такой исполнитель будет чувствовать себя  неуютно. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (Генри Лайон Олди)  написали немало эпопей, по драматизму и накалу страстей вполне  соответствующих канону древнегреческой трагедии (и порой  основанных на древнегреческой мифологии). Но и другой частью  палитры они тоже владеют, что подтверждают рассказы, вошедшие в  этот сборник.


Пифия, пасующая перед задачкой, которую подкидывает ей Пифагор. Пигмалион, работающий в паре с Медузой Горгоной. Дракон, нанимающий адвоката, чтобы следить за соблюдением копирайта… Любой из этих парадоксальных сюжетов мог бы лечь в основу пухлого многотомника. Но на сей раз Громов и Ладыженский поставили перед собой другую художественную задачу. И слава Богу: миниатюра по-своему не менее сложный жанр. Циклы микроновелл Олди «Кое-что о провидцах», «Кое-что о вампирах», «Кое-что о драконах» и так далее — прекрасный пример отсечения всего лишнего, сведения на нет барочных завитков, без которых сложно представить крупную прозу соавторов. И в юмористических миниатюрах, и в цикле городской мистики «Тени моего города» Олди показывает — да, мы умеем писать и так: экономно, компактно, ёмко. Только работаем в этой манере редко, в исключительных случаях…

А ещё Олди обладает потрясающим даром убедительно говорить о вещах в общем-то очевидных, но до некоторых товарищей доходящих как до жирафа. Например, о том, что популярным писателям не стоит злоупотреблять самопиаром и чересчур увлекаться гурением: порой нужно уметь твёрдо сказать «нет», даже когда в телеэфир тянут за фалды. Потому что, во-первых, это отнимает время и силы у основной творческой работы, а во-вторых, не каждый «инженер человеческих душ» выигрышно смотрится на голубом экране. Глянет читатель на распухшую небритую физию и за голову схватится: «Мамочки, неужели это его книгами я зачитывался в детстве?!..»

Этот свой талант Олди успешно использует в статьях и эссе, неизменно собирающих богатый урожай жанровых наград: включённая в сборник «Смех дракон» статья «Десять искушений матёрого публиканта», например, уже успела получить в 2010 году «Золотой Роскон».

С не меньшим энтузиазмом Олди исполняет роль просветителей, рассказывая начинающим авторам, что такое конфликт и архитектоника текста, чем темп отличается от ритма, как подводить повествование к финалу и где ставить завершающую точку… В принципе всё это можно отыскать в учебнике по теории литературы, но когда что-то подобное излагают известные писатели, иллюстрируя свои слова доступными, понятными даже ежу примерами, это производит куда более выигрышное впечатление. Авось что-то и запомнится из этих лекций молодым фантастам — уже вклад в дело ликвидации безграмотности среди начинающих творцов…

Текст: Василий Владимирский

Источник: Частный корреспондент