Книга или цифра? Как живет мировой книжный бизнес?

Как источник информации книги безнадежно устарели, уверен канадский бизнесмен и публицист Дон Тапскотт (Don Tapscott). По его словам, уже никто не читает их от начала и до конца – если, конечно, речь не идет о художественном романе. А в будущем люди и вовсе начнут черпать любую информацию только из цифровых источников. Тапскотт – соавтор книги «Викиномика». Этот деловой бестселлер рассказывает о том, что массовое сотрудничество людей возможно не только в Wikipedia или YouTube, но и в компаниях.

Тапскотт пишет о 23-летнем студенте Оксфорда, который за все время обучения не прочитал ни одной книги, получая всю необходимую информацию с помощью Google. Дон Тапскотт считает, что его знакомый студент — всего лишь один из первых ласточек новой педагогики.

«Обучение посредством цифровых технологий станет самым престижным видом образования в мире», — говорит он. Ситуацию в России на сей счет этот эксперт в онлайн-технологиях оценивает как драматическую и советует нашим властям озаботиться не только подключением школ к Интернету, но и выдачей школьникам ноутбуков, а также контролем за тем, чтобы у каждого ребенка дома был доступ к цифровым технологиям.

Тапскотту очевидно, что без вложений и продуманной стратегии воспитания образованного поколения у экономики у страны нет будущего. Книжной индустрии России действительно необходимо срочно обратить внимание на продажу цифрового образовательного контента, вторит Дону Тапскотту другой влиятельный эксперт – председатель Book Industry Communications Майкл Холдсуорс (Michael Holdswors).

При условии, если эта индустрия хочет выжить и развиваться. Ровно об этом – влиянии электронного контента на развитие книжного рынка – и говорили на очередной книжной ярмарке, что прошла недавно на ВВЦ.

Как живет мировой книжный бизнес?

Майкл Холдсуорс рассказал о том, как именно должна меняться отечественная книжная индустрия и с кого ей брать пример.

Во-первых, любой издатель обязан иметь хорошо структурированный, качественный веб-сайт. Обнаружить таковой среди отечественных издательств удается нечасто.

Во-вторых, через этот сайт непременно должны осуществляться онлайн-продажи – и традиционных книг, и – что намного важнее – их цифровых копий.

Объем американского рынка электронных книг эксперт оценивает в $1 млрд. «Издатели должны сотрудничать с интернет-магазинами и электронными библиотеками, — говорит Майкл Холдсуорс. Необходимо не только продавать книги и учебные пособия, но и ставить активные ссылки на партнеров, среди которых могут быть библиотеки университетов, образовательные ресурсы, онлайн-типографии».

По сути, г-н Холдсуорс говорил о трансляции контента через партнерские компании и сайты, на чем и строится издательский бизнес в США.

В-третьих, развитие образовательного контента – именно на него и призывал издателей делать ставку западный эксперт.

Г-н Холдсуорс привел в пример учебные пособия, сделанные с использованием «электронной бумаги». При помощи таких пособий, по словам эксперта, уже занимаются некоторые американские студенты. Развитие онлайн-продаж образовательных пособий – одно из самых перспективных направлений в российском книгоиздании.

Еще одно перспективное направление стало четвертым пунктом доклада Майкла Холсуорса. Это направление состоит в использовании технологий Print on demand (печать по требованию). Это позволяет автору или издателю печатать книги в любом количестве экземпляров, а потом продавать, самостоятельно, назначая цену. Ценообразование формализовано: на специальном сайте пользователи могут ввести необходимые параметры заказа и узнать, во что обойдется печать тиража. Технологией Print on demand в США активно пользуются книготорговцы, говорит Майкл Холсуорс. В торговых залах книжных магазинов стоит пара устройств — одно печатает, другое делает переплет. Процесс выглядит так: покупатель выбирает из каталога (более 35 тысяч наименований книг) необходимую книгу и ее тираж (можно даже в одном экземпляре), выбирает тот или иной дизайн и нажимает кнопку для печати. Потом заказывает себе чашечку кофе и не успевает ее допить, как его персональная книга оказывается напечатанной. Стоимость этого удовольствия – от $3 до $10 в зависимости от размера и качества исполнения.

Необязательно использовать Print on demand в магазине – то же самое можно делать в Сети. Книгу по вашему выбору может отпечатать т.н. онлайн-типография. В Штатах на сей счет появилась целая индустрия, выросшая из подобных онлайн-типографий. Впрочем, у американских читателей, помимо Print on demand, имеются способы быстро и недорого разжиться чтивом.

Сдача электронных книг (целиком или по частям) в аренду (от часа) и электронные абонементы – это очередной, пятый программный пункт в докладе Майкла Холсуорса. По его словам, это очень популярное и выгодное направление в книжной индустрии: «Лучше всего комбинация всех возможных методов – от почасовой сдачи книг в аренду до продаж цифровых копий».

К чести нашей страны, как раз в этом пункте нам есть чем похвастаться. Электронная библиотека ЛитРес.ру уже ввела систему электронного абонемента. Финальным аккордом речи Майкла Холсуорса стала очередная брошенная российским книгоиздателям идея – о продаже на их веб-сайтах (для начала — хорошо сделанных) аксессуаров для чтения. В качестве примера он привел традиционный симбиоз Amazon и Kindle.

Традиционные книгоиздатели в Штатах не стремятся использовать эту статью доходов – они продают карты памяти и устройства для чтения книг, которых на рынке множество. ЛитРес.ру и тут удалось вписаться в мировой тренд – с октября-ноября на сайте за 10-11 тысяч рублей можно будет купить устройство чтения электронных книг.

Интерес к докладу Майкла Холсуорса проявили владельцы веб-ресурсов, но не книгоиздатели. Подавляющее большинство последних так и осталось у своих стендов. Корреспондент iToday.ru обошел стенды нескольких издательств и убедился в том, что отсутствие интереса к IT-будущему мирового книжного бизнеса объясняется неверием издателей в эффективность описанных технологий, примененных в российских условиях.

Почему российский книжный бизнес не может работать как мировой?

Издательство «Магма» издает альбомы по архитектуре, дизайну, искусству и фотографии. Его представитель объяснил, что их продукцию можно купить онлайн, но только в традиционном виде. Продажа цифровых копий, абонементы и аренда книг для издательства направления неперспективные. А Print on demande и вовсе кажется нереальным делом.

«Кому может прийти в голову распечатать альбом по искусству на принтере? — удивляются в издательстве. — Это же не художественный текст!»

Руководитель отдела корпоративных проектов компании Xerox Дмитий Гадецкий уверен, что потенциальные клиенты, использующие Print on demande, у «Магмы» есть. По-крайней мере, в Штатах на цветном принтере распечатывают все, что угодно – даже пособия по конному спорту. Возможно, культурные различия между нашими странами, обуславливающие отношение к художественным альбомам как к искусствоведческой ценности, а не объекту копирования, пока не позволяют предлагать подобную услугу.

Представители Издательского дома Мещерякова о возможности сдачи книг в аренду впервые услышали от корреспондента iToday.ru. Направление продаж цифровых копий книг издательскому дому вообще неинтересно – там считают, что их аудитория ориентирована исключительно на традиционные книги, и рисковать не желают.

В группе «Рипол Классик» такую точку зрения полностью разделяют. Главное, что мешает продаже цифровых копий – пиратство, говорит коммерческий директор «Рипол Классик» Виктор Левченко. Сделать с этим, по его мнению, ничего нельзя, даже в странах с законопослушными гражданами.

«Если бы иностранные правообладатели и авторские агентства дали бы нам дисконт на покупку прав для тех, кто купил права на бумажные книги – хотя бы на время старта, – мы могли бы попробовать», — размышляет Виктор Левченко. Впрочем, Виктор Левченко признает, что интерес к теме совместного сотрудничества интернет-магазинов и издателей растет. Только в один день книжной ярмарки к нему подошли три-четыре партнера (как правило, владельцы интернет-магазинов), желающих продавать электронные книги.

Генеральный директор ЛитРес Алексей Кузьмин демонстрирует больший оптимизм. По его мнению, в России в ближайшие года полтора будет идти процесс накопления авторских прав, и когда это завершится, объем рынка электронных книг начнет интенсивно расти — на 500% ежегодно, говорит он. Лет через десять электронные книги прочно займут 10-15% всего книжного рынка. Тогда-то, не исключено, на российский книжный рынок придут, наконец, современные IT. Вот только какие технологии через десять лет будут «современными»?

Текст: Виктория Мусорина

Источник: iToday.ru