В истории отечественной мультипликации почти не осталось тайн

Передо мной лежит толстая, 800 с лишним страниц, книга. Называется «Энциклопедия отечественной мультипликации». А написал ее один из авторов «Yтра», журналист Сергей Капков. Это не первая его книга (Сергей написал несколько книг об актерах и деятелях советского кинематографа), но по объему проделанной работы, вероятно, превосходящая все предыдущие вместе взятые.

Безусловно, стараниями всего лишь нескольких журналистов и редакторов, которые очень любят анимацию, даже во главе с таким фанатиком, как Сережа Капков, было невозможно издать полноценный академический справочник-энциклопедию. Но первый шаг на этом пути сделан: в издание вошло более тысячи биографий тех, кто посвятил себя мультипликации.

Представить на страницах энциклопедии «всех-всех-всех» было нереально в силу того, что подробная информация потребовала бы нескольких лет труда целого научного подразделения. Поэтому авторы изначально отказались от идеи представления в «Энциклопедии» исчерпыващего списка профессий, связанных с мультипликацией, — за бортом оказались фазовщики, прорисовщики, контуровщики, заливщики, ассистенты художников, операторов и режиссеров, а также представители административного аппарата студий.

Статьи, большая часть которых дана с фотографиями, делятся на две части: краткую биографию и фильмографию фигуранта. Никаких оценочных суждений в приведенных материалах нет, биографические материалы не претендуют на полноту, зато фильмографии даны исчерпывающие. Книга снабжена списком всех картин, упомянутых в статьях, цветными вкладками с кадрами из знаменитых мультфильмов и предваряется весьма подробным историческим обзором известного кинокритика Ларисы Малюковой (при участии киноведа Натальи Венжер).

Огромная часть информации получена из устных источников, благодаря личному знакомству авторов со многими из ныне здравствующих представителей профессии. В результате в справочнике представлено большинство известных режиссеров, художников-постановщиков, операторов, драматургов, композиторов, актеров озвучания, звукорежиссеров, мастеров изготовления кукол и некоторых других деятелей мультипликации, начиная со времени зарождения у нас этого вида искусства до сегодняшнего дня.

К сожалению, при работе над книгой не удалось воспользоваться некоторыми архивами ввиду их гибели или пропажи в постсоветское время, это в частности касается студии «Союзмультфильм». В процессе создания «Энциклопедии» составитель буквально по крупицам собирал сведения о некоторых аниматорах. А когда книга вышла — ее мини-презентация состоялась на Суздальском фестивале в начале марта, – многие деятели кино, особенно из бывших союзных республик, начали высказывать претензии об отсутствии на ее страницах того или иного достойного представителя профессии, что, безусловно, будет учтено в переизданиях.

Тут надо сказать, что анимационное кино стараниями очень небольшой группы промоутеров и журналистов постепенно выходит из подполья, становится если не общедоступным, то, по крайней мере, модным видом искусства. У нас пока нет кинотеатров, где крутят только мультфильмы, как когда-то в «Баррикадах», но появляются анимационные программы в некоторых кинозалах, центральные телеканалы начали инвестировать деньги в мультфильмы. И глядя на этот толстенный том, со всей ясностью понимаешь, что в России была и есть богатейшая история мультипликации, требующая дальнейшего осмысления. Да, у нас сегодня нет такой индустрии, как в Штатах или в Японии, но, листая страницы, осознаешь, что очень многие известные деятели культуры, чей артистизм и талант проявились в иных областях творчества — от Михаила Яншина, Алексея Грибова, Георгия Вицина, Василия Ливанова до Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке (перечислить здесь всех невозможно), — так или иначе отдали дань одному из самых сложных и вместе с тем благодарных жанров искусства.

Еще одно приятное качество книги, о котором хочется упомянуть отдельно, — в ней широко представлена «молодая поросль» российских мастеров, и это очень важно. «Энциклопедия» не замкнута на именах звезд, и на ее страницах можно увидеть фотографии подающих надежды режиссеров, даже если у них за плечами всего по одной картине. Мне кажется, что людей этих будет с каждым годом все больше, и когда-нибудь мы, надеюсь, увидим второй том издания, где будет новая тысяча имен.

Текст: Игорь Камиров

Источник: Утро.ru