Качественные СМИ ищут свой путь

Качественные СМИ зависят не от рынка и читателей, а от инвесторов и обменных площадок. Между тем в Рунете есть новые проекты, формирующие свою думающую премиальную аудиторию (и не желающие идти по проторённой дороге), — таков вывод, который сделали участники медиаконференции i-СМИ.

16 декабря в Москве прошла уже третья по счёту профессиональная конференция интернет-СМИ — i-СМИ — 2009, организованная Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ). Наряду с «Частным корреспондентом», тенденции уходящего года и прогнозы наступающего обсудили представители ведущих онлайновых медиа и веб-порталов: Lenta.ru и Infox.ru, «Вебпланеты» и Slon.ru, «Яндекса» и «Рамблера» и многие другие игроки этого рынка. И хотя темы на конференции обсуждались разноплановые — и уже изрядно поднадоевший финансовый кризис с его влиянием на медиаиндустрию, и вопросы навигации по блогам и соцсетям, и всегда насущный вопрос о том, как монетизировать сетевой контент, — самой острой получилась дискуссия, проведённая руководителем Lenta.ru Галиной Тимченко.

На секции «Интернет-СМИ — тенденции развития за 2009 год, тренды на 2010» наконец-то было озвучено то, чем интернет-отрасль жила весь последний год и о чём мы боялись сказать вслух.

По мнению Галины Тимченко, уходящий 2009 год оказался вовсе не таким, как это предсказывало большинство отраслевых экспертов. Все они ошиблись, ожидая тяжелейшего спада, обвального падения рынка, всеобщей депрессии, закрытия проектов и массовых увольнений. «Первая волна сокращений прошла и забылась. Она была вызвана в большей степени паникой инвесторов и руководителей проектов. При этом кризис оказался подспорьем и позволил избавиться от лишнего балласта. Кадровый рынок СМИ был перегрет, а ожидания по зарплате в 2008 году завышены», — подчеркнула г-жа Тимченко.

Вторым неоправдавшимся прогнозом стало массовое вымирание СМИ и их замена блогосферой и гражданской журналистикой. Онлайновые издания повсеместно приглашали блогеров-тысячников вести колонки на своих сайтах и позиционировали их именно как таковых. Но в СМИ они играют роль обычных колумнистов, считает Галина Тимченко, и не более того.

Теракт, унёсший жизни пассажиров Невского экспресса, и пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», в свою очередь, продемонстрировали, что у нас нет гражданской журналистики. Об этом свидетельствует, по мнению Тимченко, практически полное отсутствие свидетельств блогеров-очевидцев, которые, оказавшись на месте трагедии (а такие примеры были), не ситуацию описывали, а первым делом сообщали родным, что они живы-здоровы.

Третье несбывшееся ожидание — прорыв в области нового контента и новых форм подачи материалов в интернет-СМИ. Аналитики пророчили большое будущее интернет-видео, но оно по-прежнему затерялось где-то вдали. Пользователи охотно кликают на развлекательные трейлеры, видеоприколы и музыку. Новостное видео пока выглядит как «недотелевидение» и бурных восторгов у публики не вызывает.

Вместо тенденций, которые были предсказаны и не сбылись, 2009 год ознаменовался другими, в ряде случаев весьма приятными моментами. Год выстрелил большим числом качественных интернет-проектов: Slon.ru «позиционируется как нишевой, но на самом деле общественно-политический», BFM.ru — «самый удачный старт», Infox.ru «взлетел вертикально», Snob.ru «говорит, что он не СМИ, но его тексты медийные». Не будем забывать о Chaskor.ru и Forbesonline.ru. Дневная аудитория «Слона» — 126 тыс. посетителей в день (в ноябре) и 4 млн в месяц, у «Инфокса» — почти 9 млн в месяц, у «Часкора» — 1 млн.

Несмотря на все трудности и вызовы времени, эти проекты сумели занять своё уникальное место в Рунете. И это место можно обозначить как качественный контент, который претендует на то, чтобы стать новой бизнес-моделью для i-СМИ. Порноконтент во всех смыслах этого слова, конечно, никуда не денется до тех пор, пока будет востребован массовой аудиторией, но медиа, которые опираются на качественную аналитику, создают свою премиальную аудиторию. Так, как когда-то «Коммерсантъ» создал аудиторию деловых российских СМИ.

Однако качество контента в сумме с аудиторией ещё не гарантируют коммерческого успеха таких проектов, «будь ты хоть семи пядей во лбу и имей отличную редакцию», отметила г-жа Тимченко. Чтобы войти на медиарынок и преуспеть финансово, медийным сайтам не обойтись без покупки трафика в трафикообменных сетях. Этот печальный факт, в котором ещё год назад было стыдно признаваться, сегодня стал общим местом. «Желаю смерти Redtram.ru и Novoteka.ru», — с кафедры докладчика заявила главред Lenta.ru. Главная проблема, которую провоцируют эти площадки, — существенное повышение порога входа на рынок интернет-СМИ. Если у тебя нет средств на покупку посетителей, надеяться не на что.

Ситуация усугубляется тем, что новым проектам, несмотря на приличную посещаемость, трудно быстро собрать большое «ядро» (число лояльных читателей, которые заходят на сайт через закладки на компьютере или набирая его адрес в адресной строке браузера). Так, через закладки на «Слон» заходят всего 2 тыс. человек из 126-тысячной аудитории, и только у «Инфокса» это соотношение достигло 1:10, впрочем, не очень понятно, за счёт чего.

Чтобы стать привлекательными для рекламодателей и добиться нужного числа посещений в день, неделю и месяц, СМИ идут к обменным сетям, но и это не даёт гарантий быстрой самоокупаемости. Большая часть онлайновых медиа работает себе в убыток и существует только благодаря инвестиционной поддержке.

«В интернет пришли странные люди — инвесторы. Они готовы вкладывать в интернет-проекты без особой надежды на возврат своих средств. Зачем они вкладываются? Я не знаю, и это меня пугает», — подчеркнула Тимченко. Но зависимость от мецената — а сейчас СМИ переживают новую эпоху меценатства — это ещё не рыночная модель. Остаётся надеяться на то, что качественным стартапам удастся проторить свою дорогу.

Ещё одним фактором, серьёзно повлиявшим на положение медиа в Рунете, стал «абсолютный прорыв РИА «Новости». Гигантской госкорпорации с почти безграничным бюджетом удалось порвать с советским наследием и позиционировать себя по-новому. На этом достижения агентства со знаком плюс заканчиваются, и остаётся типичное поведение монополиста, с которым уже не могут соперничать ни ИТАР-ТАСС, ни «Интерфакс» и который хочет ещё больше упрочить своё положение и не гнушается перетягиванием каната с заведомо более мелкими игроками.

«Двойную спираль ДНК», с которой Тимченко сравнила бизнес-модель агентства, очень сложно переломить: одни СМИ покупают новостные ленты РИА «Новости», другие цитируют его сайт. РИА получает за раз и деньги, и колоссальный трафик, и самый высокий индекс цитирования в Рунете. При этом с той же Lenta.ru существует незыблемая договорённость: она может опубликовать новость РИА «Новости» только спустя 15 минут после её получения. Таким образом РИА «Новости» борется с «конкурентами», ведь 15 минут пребывания на «Яндекс.Новости» означает огромный трафик по любой горячей теме.

«РИА «Новости» не должно брать на себя функцию жандарма в виде борьбы за копирайт на свои новости. Lenta.ru во много раз меньше агентства, и бороться с нами так же глупо, как если бы «Газпром» стал тягаться с норвежской газовой компанией. Соревновались бы лучше с Associated Press», — настаивала Тимченко.

«Я считаю, что РИА «Новости» как государственное агентство, которое живёт на наши деньги — деньги налогоплательщиков, — вообще не должно брать деньги за свои новости. Мы их один раз уже оплатили. Поэтому «Часкор» отказался от использования материалов этого агентства», — поддержал Lenta.ru главред «Часкора» Иван Засурский.

Текст: Анастасия Алексеева

Источник: Частный корреспондент