2009 год можно смело назвать годом кризиса в СМИ, но совсем в другом смысле. Амбициозные стартапы («Слон», BFM.ru, OpenSpace и ваш покорный слуга) вот-вот потеснят закоснелые бизнес-модели традиционных медиагигантов. Сопротивляясь изо всех сил, они пугают нас копирайтом и пытаются задавить размерами. Но правда уже не на их стороне.
Конец бумаги
Шаткость традиционной бизнес-модели, когда медиахолдинги строились вокруг национальных газет, приносивших головокружительный доход, не раз была доказана в уходящем году. Глобальный финансовый кризис лишь подтолкнул издательские дома к краю пропасти, куда они долгие годы шли вполне самостоятельно, — и не без помощи интернета. Ежегодные сокращения тиражей и банкротства корпораций заставили издателей задуматься о новых способах и формах дистрибьюции контента.
Самым серьёзным игроком в нише цифрового (не путать с онлайном) распространения изданий стала компания Zinio, которая позволяет просматривать иллюстрированные материалы в отличном качестве, в отличие от того же формата PDF. В «Дополненной реальности» мы рассказали о том, как новую технологию начали использовать в российских ИД — Independent Media и Hachette Filipacchi Shkulev.
Издатель интернет-проектов IM Алёна Шагина пояснила «Часкору»: «Начиная сотрудничество с Zinio, мы руководствовались несколькими обстоятельствами. Во-первых, Zinio — самый качественный проект из всех представленных на российском рынке. Он работает на технологии Adobe Flash и позволяет вставлять в материалы гиперссылки и видеоролики. Аналогов на рынке нет».
Однако одного Zinio издателям оказалось мало и они уже собираются открывать «iTunes для журналов». Times Inc., Meredith, Hearst и Conde Nast договорились о запуске онлайнового магазина, в котором должны продаваться электронные версии их журналов. Для рынка это будет знаковым событием: именно эти ИД выпускают самые популярные американские журналы: People, Cosmopolitan, Sports Illustrated, Esquire, Harper’s Bazaar, Vogue, GQ, The New Yorker, Fortune, House & Garden и Wired.
Не менее важный и спорный вопрос, ответ на который предстоит найти медиаменеджерам, — на каких носителях пользователи буду читать их издания? В начале декабря пять крупнейших мировых издателей прессы — компании Time Inc. (издают Time, People, Fortune, Money), News Corp. (The Wall Street Journal, The New York Post, The Sun, The Times), Conde Nast (Vogue, Glamour, Wired), Hearst Corp. (Cosmopolitan, Harper`s Bazaar, Marie Claire, Esquire) и Meredith Corp. (Better Homes, Nature`s Garden) — сообщили, что намерены учредить совместную компанию, которая изменит традиционные представления о том, как должны выглядеть цифровые версии газет и журналов. По мнению издателей, глобальная цель ― создать серьёзную альтернативу традиционным букридерам, и прежде всего Amazon Kindle.
Против Kindle их вынуждает пойти то, что издатели получают от амазоновской электронной подписки лишь треть суммы, а хотят все 100%.
Задавить копирайтом
Второй тенденцией, в общем напрямую связанной с первой, стала борьба информационных агентств и крупных медиакорпораций за права на свой контент. Теперь ИА требуют не только давать гиперссылки на свои новости, но и мечтают о том, чтобы все информационные ресурсы подписались на новостные ленты агентств и заключили договоры с газетами, на чей контент они ссылаются. Что ж, жадность — не порок.
Зачинателем революции стало Associated Press. Как средство шпионажа будут использоваться специальные электронные маячки, которыми будут помечаться все основные смысловые части каждой новости. Впрочем, в агентстве не столь наивны, чтобы верить, что сигнальный маячок способен стать панацеей от плагиата. Поэтому вдобавок к нему в действие введут ещё и инновационную технологию, разработанную корпорацией Attributor: система будет сканировать Сеть на предмет находящихся в ней копий того или иного материала.
Российские ИА от AP не отстают. Кошелёк или жизнь — решили РИА «Новости», видимо, недовольные тем, что их практически монополистическое положение на рынке информационно-новостных услуг пока ещё не является абсолютным. «РИА «Новости» не должно брать на себя функцию жандарма в виде борьбы за копирайт на свои новости. Lenta.ru во много раз меньше агентства, и бороться с нами так же глупо, как если бы «Газпром» стал тягаться с норвежской газовой компанией. Соревновались бы лучше с Associated Press», — уверена главред Lenta.ru Галина Тимченко.
Сайты — за плату
Помимо попыток заработать на цифровой дистрибьюции, издатели пытаются найти и другие способы извлечь прибыль из онлайна: сделать платным доступ к сайтам и ограничить сотрудничество с новостными агрегаторами.
Пионером на этом пути стал Руперт Мёрдок, чьи действия уже окрестили старческим маразмом. 78-летний медиамагнат уверен, что агрегатор Google News не должен безнаказанно зарабатывать миллионы долларов, собирая программными роботами информацию в Сети, но не участвуя в её создании. Видимо, Мёрдока не особо волнует то, что именно через Google и другие аналогичные сервисы большинство юзеров знакомятся с информационной панорамой. Главное — чтобы читатель пришёл на его сайт и заплатил за чтение интересующей его статьи. Что и говорить, старость не в радость.
Google первым решил прекратить споры. С 1 декабря сервис First Click Free — программа, которая раньше позволяла получить доступ к платным статьям интернет-изданий в неограниченном количестве, — позволяет прочитать не более пяти статей в день, доступ к которым на сайтах первоисточников возможен только по подписке или после предварительной регистрации.
Какое значение имеет капитуляция Google для индустрии? Эксперты полагают, что огромное. Консультант по медиа Стив Хьюлетт утверждает, что такая реакция интернет-корпорации — «существенное явление». По его словам, «Руперт Мёрдок пытается всех убедить в том, что платить за контент в Сети надо, и не только просмотром рекламы. Сейчас идёт борьба за общественное мнение, которое бизнесмен пытается склонить в свою сторону». Подробнее об этой проблеме можно прочитать в материале «Первые пять — бесплатно».
Хоть чучелом, хоть тушкой
И всё же корпорация Брина и Пейджа не собирается капитулировать, а, напротив, наступает по всем фронтам. C января 2010 года Mail.Ru будет использовать поисковые технологии Google, а также отображать в результатах поиска рекламные объявления AdSense. Контракт с «Яндексом» на поставку поисковых технологий «почта № 1» продлевать не стала. Как стало известно «Часкору», Google с большой долей вероятности будет получать только 10—20% от доходов с AdSense, которая поставляется вместе с поисковым механизмом. Оставшиеся проценты получит Mail.Ru.
Нет сомнений, что благодаря сотрудничеству с американской корпорацией Mail.Ru ещё больше упрочит своё положение в Рунете, хотя уже и сейчас компания обошла своего соперника «Рамблер» по количеству поисковых запросов. По данным LiveInternet, «Яндекс» занимал 57,2% поискового рынка Рунета, Google — 23%, Mail.Ru — 10,3%, «Рамблер» всего 4,2%.
Положение последнего тем временем становится всё более шатким. Холдинг «Проф-Медиа» вывел «Рамблер» с лондонской биржи и собирается выйти на IPO в полном составе — со всеми своими активами. Поможет ли это интернет-компании? Особых надежд на этот счёт не испытывает никто.
В прошедшем году знаковые события произошли и с другим лидером Рунета — «Яндексом», и, как бы эксперты ни пытались усомниться в целесообразности его действий, корпорация чувствует себя отлично. «Стратегический актив» не побоялся отдать золотой ключ к своим воротам (то есть «золотую акцию») Сбербанку РФ и тем самым доказать свою надёжность и лояльность. Чуть позже «Яндекс» отказался и от собственного рейтинга блогов, мотивируя это тем, что он использовался не по назначению, а «Я» — не медийная компания и предпочитает держать в таких спорах нейтралитет.
Отставка года
17 ноября президент РФ Дмитрий Медведев своим указом освободил Михаила Лесина от должности советника президента. Лесин основал крупнейшее агентство «Видео Интернешнл», продававшее рекламу на ТВ. Как результат — сегодня мы являемся свидетелями передела телевизионного рекламного рынка. Прошёл всего месяц с момента отставки, а Дума уже приняла в трёх чтениях закон, ограничивающий долю одного медиаселлера 35% рынка. Под это ограничение подпадает только одна компания на рынке — ВИ. Теперь телеканалам предстоит решить дилемму — продавать рекламу самим или найти другого посредника. Пока они будут думать и решать, на рынке будет хаос и неразбериха, а рекламные расценки в 2010 году неминуемо упадут.
Выиграть от решения Думы может пока разве что «Газпром-медиа» (в партнёрстве с агентством «Алькасар» занимает более 30% этого сегмента), основной конкурент ВИ. В СМИ уже звучали мнения о том, что нельзя исключать того факта, что сначала преследования со стороны Федеральной антимонопольной службы, а потом и решение Думы были инициированы самим «Газпром-медиа».
Русские Мёрдоки
Самым дорогим интернет-холдингом на российском рынке в 2009 году стал, похоже, DST, который находится в совместном владении Алишера Усманова, Юрия Мильнера и Григория Фингера. DST владеет 53,164% акций Mail.Ru, 5% Facebook, 75% в эстонской компании Forticom Group, которой принадлежит 60% в социальной сети «Одноклассники», 25% в системе моментальных платежей OE Investments, польской соцсетью Nasza-klasa и балтийскими One.lv и One.lt. DST принадлежат неконтрольные пакеты в сети «Вконтакте», проектах HeadHunter.ru и Free-lance.ru, украинской поисковой системе meta.ua, а теперь ещё и в разработчике онлайновых игр Zynga. Кроме того, фонд контролирует холдинг Astrum Online Entertainment, который объединяет пять компаний, разрабатывающих игры для ПК, и который в декабре был объёдинен с Mail.Ru.
The New York Times отмечает, что «модные» российские инвесторы могут «встряхнуть» жителей Кремниевой долины: якобы русские наглядно демонстрируют, сколько нужно платить за перспективные проекты. Западные аналитики уже называют Мильнера «блестящим предпринимателем», его затею с инвестициями в онлайн-игры — «грамотной», а опыт работы с социальными сетями в России — «уникальным».
Вот такой 2009-й.
Текст: Анастасия Алексеева
Источник: Частный корреспондент