C января 2010 года Mail.Ru будет использовать поисковые технологии Google, а также отображать в результатах поиска рекламные объявления AdSense. Обе компании подтвердили факт заключения договора. Сделка состоялась несмотря на то, что для «Яндекса» она опаснее, чем заблокированная больше года назад покупка американцами системы контекстной рекламы «Бегун».
«Поисковый «движок» используется без упоминания бренда Google. Mail.Ru будет иметь возможность обрабатывать часть запросов пользователей с применением собственных технологий с целью тестирования и дальнейшего улучшения своих разработок и, как следствие, всего продукта в целом», — сообщается в пресс-релизе Mail.Ru.
«Почта номер один» сотрудничала с «Яндексом» с 2006 года. Помимо предоставления самого поискового робота, она размещала в результатах поиска контекстную рекламу через систему «Яндекс.Директ». В 2003—2005 годах поиск для Mail.Ru предоставлял Google, но контракт с ним не был продлён из-за того, что предложение «Яндекса» оказалось более выгодно с финансовой точки зрения и позволяло Mail.Ru получать больший доход от контекста. Теперь круг замкнулся.
Слухи о том, что Mail.Ru вот-вот поменяет поискового партнёра, ходили уже как минимум с прошлого Нового года, но до сегодняшнего дня никак не подтверждались. Сомнения в продлении контракта с «Яндексом» подогревало и то, что почтовая корпорация разрабатывала свой поиск — Gogo.Ru, который она до сих пор не готова использовать в качестве основного.
Причин для смены поискового партнёра у Mail.Ru две. Первая — предложение «Яндекса» поставить свой логотип на странице результатов поиска. «Ведомости» написали о том, что гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож подтвердил изданию эту информацию и объяснил своё решение тем, что Mail.Ru решил продвигать поиск «Я» как свой собственный, что в планы Воложа совсем не входило. «Часкор» также получил подтверждение информации о том, что «Я» решил брендировать поиск у независимых источников.
Вторая причина смены партнёра по поиску — более выгодные коммерческие условия сотрудничества. Как стало известно «Часкору», Google с большой долей вероятности будет получать только 10—20% от доходов с AdSense, которая поставляется вместе с поисковым механизмом. Оставшиеся проценты получит Mail.Ru. Традиционно при подобных сделках между площадками и системами контекстной рекламы доходы делятся 50:50. Видимо, столь невыгодные условия стали единственно возможными для американской корпорации.
«По качеству поисковые технологии «Яндекс» и Google равносильны. Но, учитывая, что примерно 30% пользователей Mail.Ru (судя по IP-адресам) не живут в России, поиск Google востребован среди них выше, чем поиск «Яндекса». И Mail.Ru в таком случае получит конкурентное преимущество», — полагает аналитик «Финама» Владислав Кочетков.
После заключения сделки соотношение «трёх кнопок» по поисковому трафику такого: по данным Liveinternet.ru, на сегодняшний день на поиск «Яндекса» приходится 59,4% трафика, на Google — 22,4%, на Mail.ru — 10,2%, а на Рамблер всего 3,7%. Так что с учётом поиска на Mail.ru у Google уже почти 33%.
Именно поэтому сотрудничество с «почтой номер один» — ключевое достижение для Google в Рунете.
«Mail.Ru — самый большой после «Бегуна» кусок, который Google мог бы отхватить на российском интернет-рынке. Когда-то Google использовался как поисковый механизм на Yahoo! Поиск был брендирован, и таким образом люди узнали о том, что есть Google и он хорошо ищет (хотя поначалу он вообще мечтал продаться Yahoo! за миллион долларов). Yahoo! не придавал значения брендированности поиска, пока Google не стал популярнее самого Yahoo!», — рассказывает г-н Кочетков.
Именно поэтому Google важно быть провайдером поискового сервиса для одного из крупнейших порталов Рунета, в том числе и в плане отчётности для инвесторов, и даже если Россия в этом плане занимает очень небольшое место. Это маленькая тактическая победа для большого Google и большой шаг вперёд для российского представительства. Он может по кусочку отъедать рынок у «Яндекса» — это нормальная стратегия для американской корпорации».
Если бы Google пришлось выбирать сегодня, кого взять своим партнёром в Рунете — «Рамблер», с которым отношения не сложились год назад, или Mail.Ru, то выбор, очевидно, стоило бы сделать в пользу последнего. Другое дело, долго ли продержится новый альянс?
«Союз Google с Mail.Ru, конечно, опаснее для «Яндекса», чем та ситуация, при которой Google заключил бы партнёрство с «Рамблером». Mail.Ru — проект номер один или два по трафику в Рунете, «Рамблер» свои позиции давно сдал. Но я думаю, Mail.Ru недолго пробудет с Google — у него свои поисковые амбиции», — уверен эксперт интернет-рынка, пожелавший остаться неназванным.
Что касается ситуации, в которой оказывается «Я», то, поскольку его поиск на Mail.Ru не был брендирован, компания не понесёт имиджевых потерь. С другой стороны, перестав размещать контекстную рекламу в результатах поиска на Mail.Ru, «Яндекс» может лишиться около 8—10% рынка контекстной рекламы, а это довольно существенно.
«На наш взгляд, для любого партнёра потеря контракта с Mail.Ru весьма ощутима. Однако мы не знаем точно, насколько велика была денежная составляющая такого сотрудничества. Возможно, брендирование представлялось «Яндексу» на данном этапе наиболее ценным аспектом партнёрства, без которого продолжать его не имело особого смысла. Google же в глобальном масштабе значительно больше «Яндекса», и ему проще предоставлять различные скидки и выгодные условия сотрудничества», — подводит итог Владислав Кочетков.
Текст: Анастасия Алексеева
Источник: Частный корреспондент