Google проиграл битву за контент?

Медиамагнат Руперт Мёрдок, не устающий заявлять, что новости в интернете должны быть платными, несмотря на все упрёки скептиков, всё же добивается своего. Кто бы мог подумать, что Google, проповедуя принципы свободного доступа к любой информации, согласится пойти на уступки и разработать механизм взимания платы с пользователей за просмотр ими новостного контента? Но тем не менее это случилось.

1 декабря корпорация Google объявила об усовершенствовании сервиса First Click Free («Первый клик бесплатно») — программы, которая раньше позволяла читать платные статьи интернет-изданий в неограниченном количестве. Теперь на новостном агрегаторе Google News можно прочитать не более пяти статей в день, доступ к которым на сайтах первоисточников возможен только по подписке или после предварительной регистрации. До декабря такие новости на агрегаторе можно было прочитать полностью сколько угодно раз.

Отныне все производители новостей, считающие, что их контент должен быть платным, могут взимать с пользователей Google News плату за просмотр своих новостей. В день читатель может получить бесплатный доступ всего к пяти новостям с тех сайтов, где установлена First Click Free. При попытке сделать это в шестой раз браузер будет переадресовывать его на страницу, предлагающую либо зарегистрироваться, либо оплатить контент при помощи специальных платёжных систем.

Медимагнат Руперт Мёрдок, владеющий огромным холдингом News Corp., в структуру которого среди прочего входят издания The Wall Street Journal (уже имеет платный доступ к статьям и признано самым успешным платным онлайн-изданием в мире), The Financial Times, The Sun, Sky News, The Australian, может быть доволен: он добился своего. Несколько недель назад Мёрдок не скупился на критику и называл Google и другие компании — агрегаторы новостей «ворами». «Эти люди наживают огромные суммы денег за тиражирование новостей, в производстве которых они не участвуют», — говорил медиамагнат. Более того, он утверждал, что сервисы вроде Google News вредят медиабизнесу, т.к. пользователи привыкают пользоваться агрегаторами, а не заходить на сайты первоисточников. Таким образом, аудитория интернет-СМИ, говорил он, снижается и они недополучают денег от продаж рекламы. «Хорошая журналистика является дорогим товаром», — подчёркивал Мёрдок и пророчил: в будущем все серьёзные издания станут для своих читателей платными.

За эти заявления Мёрдок подвергся серьёзной критике со стороны экспертов и самих представителей медиаиндустрии. Однако стареющий создатель крупнейшей медиаимперии в мире — не тот, кто следует трендам. Он создаёт принципы, по которым функционирует медиаиндустрия. Поэтому, когда он заговорил о том, что лишит Google News всякой возможности тиражировать его новости, даже такая крупная компания, как Google, пошла на попятную. Представитель корпорации Джош Коэн, один из создателей First Click Free, говорит, что по мере развития интернета вполне логично, что меняется и его восприятие: «Ранее все полагали, что каждый клик пользователя должен быть бесплатным, и казалось, что это вечно. Однако это не так. В случае с новостями мы полагаем, что правильным будет сделать бесплатными лишь первые пять кликов».

Какое значение имеет капитуляция Google для индустрии? Эксперты полагают, что огромное. Консультант по медиа Стив Хьюлетт утверждает, что такая реакция интернет-корпорации — «существенное явление». По его словам, «Руперт Мёрдок пытается всех убедить в том, что платить за контент в Сети надо, и не только просмотром рекламы». «Сейчас идёт борьба за общественное мнение, которое бизнесмен пытается склонить в свою сторону. Оплата в интернете контента необходима, полагает он. А вот Google якобы действительно делает что-то не так. И, похоже, компания это признала», — резюмирует эксперт.

И это действительно так. В пресс-релизе Google соглашается со словами Мёрдока: «Создание качественного информационного продукта — очень нелёгкое и дорогостоящее занятие».

Возможно, в пользу Мёрдока сыграли и слухи, распространённые газетой Financial Times (она, кстати, тоже принадлежит магнату). Издание утверждало, что News Corp. начала вести переговоры с Microsoft о сотрудничестве, цель которого — уничтожение Google News. Схема работы должна была быть проста: Мёрдок обещает, что в интернете его новости будут доступны только на новостном агрегаторе Microsoft, а та в свою очередь будет за это платить. Платить, видимо, пришлось бы щедро. Впрочем, говорить о том, что сотрудничества не получится, всё же ещё рано: реакции News Corp. на заявление Google ещё не было и неизвестно, удовлетворит ли это капризного медиамагната.

«Данное решение можно охарактеризовать как попытку сохранить хорошие отношения с производителями контента», — отмечает вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова. По её мнению, шансы на то, что First Click Free понравится новостникам, есть. Но не понравится читателям. «Вероятность того, что нововведение вызовет волну негатива со стороны пользователей, велика, тем более если они будут с этим сталкиваться не только в рамках новостных сайтов, но и при работе с поисковой выдачей. Тем не менее западные интернет-пользователи (в отличие от российских) несколько более лояльно относятся к сервисам, существующим в рамках subscription-модели (когда к ним нельзя получить доступ, не заплатив определённую сумму). Например, это видно по сайтам знакомств. Так что как это всё заработает в итоге, говорить пока рано, покажет время», — подчёркивает г-жа Артамонова.

Но не только Мёрдока волнует судьба новостей в режиме онлайн. Ещё в октябре этого года глава информагентства Associated Press Том Керли заявлял, что намерен бороться с поисковыми системами и их агрегаторами, запрещая им тиражировать новости агентства. Керли, правда, имел претензии не только к Google, но и к Yahoo! и Microsoft. Принцип борьбы AP с агрегаторами и копипастерами другой — разработка собственного веб-инструмента, который бы отслеживал незаконное копирование и тиражирование своего контента. По мнению Керли, проблема с теми, кто копирует новости, заключается прежде всего в том, что они «воруют» аудиторию у производителей новостей, которые, теряя читателей, продают рекламу в меньших количествах, чем могли бы.

Последуют ли примеру Google News российские агрегаторы? Пресс-службы «Яндекса» и «Рамблера» заявляют, что никаких подобных планов не имеют. «Яндекс» пока вообще не индексирует новости, издатели которых делают доступ к ним платным. При этом в компании полагают, что их агрегатор не сужает аудиторию интернет-СМИ, являющихся первоисточниками новостей, а, наоборот, расширяет её.

Текст: Валентин Мальцев

Источник: Частный корреспондент