Этой осенью по инициативе компании «Топ-Книга» было проведено маркетинговое исследование клиентских предпочтений в отношении книготорговых форматов. Опрос проводился в сентябре-октябре в трех крупных городах страны. Наряду с прочим, исследователи, используя так называемые точки привлекательности, смогли сконструировать образ идеального книжного магазина.
Особую интригу и без того интересной задаче добавляло одно обстоятельство: эксперты компании «Топ-Книга» уже располагали результатами недавнего опроса по аналогичной программе, которыми с ними поделились германские коллеги.
Представилась редкая возможность выяснить, насколько «продвинуты» и рыночно компетентны запросы наших соотечественников в сравнении с жителями Германии. Немецкий книжный рынок — один из самых развитых в Европе. В случае близости векторов развития рыночной ментальности эксперты могли с большей уверенностью прогнозировать динамику изменения запросов отечественных целевых групп на ближайшую перспективу, два-три года — именно такой срок запаздывания в развитии российского рынка представляется сегодня очевидным.
Итак, по мнению отечественных покупателей, главными чертами идеального книжного магазина являются широта ассортимента, разумные цены и место его расположения. Он должен быть легко доступным, просторным и уютным, иметь понятную навигацию и обеспечивать своим посетителям отвечающий времени всесторонний комфорт — не только гардероб, удобные диваны, площадку для детей и, по возможности, небольшое кафе, но и предложение безопасной парковки, дополнительных услуг по упаковке, краткосрочному хранению и доставке товара. Безусловно, посетители идеального магазина ожидают встретиться здесь с вежливым, достаточно компетентным и опрятно экипированным персоналом. Ассортимент такого магазина не должен ограничиваться исключительно книгами, в нем должны присутствовать и канцелярия, и медиа-, и товары, подходящие для сувениров и подарков.
Что касается отношений персонала магазина со своими постоянными клиентами, то, по мнению опрошенных, они рассчитывают на поощрение лояльности в виде скидок, бонусных карт, персональных приглашений на разного рода мероприятия, организуемые в стенах магазина: розыгрыши, встречи со знаменитостями, авторские чтения и т.п. Большинство участников исследования убеждены, что посетителям нужно предоставить условия для взаимообмена книг («бук-кроссинг»). Наконец, идеальный магазин, считают они, должен работать без выходных и долго, до 22-23 часов.
Что еще интересно. В то время, когда практически не умолкает дискуссия экспертов о скором массовом выходе на рынок электронных книг, практически все участники исследования обошли тему стороной. Причина, скорее всего, кроется в слабом распространении на отечественном рынке букридеров и е-книг и, соответственно, отсутствии ясного представления о ее преимуществах в сравнении с печатной книгой, каналах приобретения и т.д.
Забегая вперед, отметим, что и книголюбы Германии, лишь походя, уделили внимание этому аспекту. Только немногие участники тамошнего исследования, рисуя образ идеального книжного магазина, назвали возможность приобретения электронных книг. Правда, германские коллеги объясняют причину столь слабого внимания респондентов к е-книгам по-своему: в среде целевых групп книготорговли пока доминирует представление, что е-книги можно будет покупать прямо у издателей, а потому книжному магазину нет особого смысла заниматься ими.
Теперь более подробно о том, какие еще представления об идеальном книжном магазине сложились в так называемой «контрольной группе» немецких респондентов. Немцы ожидаемо прагматичны, но в своих предпочтениях несущественно отличаются от россиян. Они склонны всемерно поддерживать постоянным посещением полюбившийся книжный магазин, но справедливо ждут от него «встречного движения» в виде сервиса, отвечающего быстро изменяющимся запросам. Одно из их главных пожеланий, немного странное для россиян, звучит скромно: отказ книжных магазинов от обеденного перерыва. Далее следует уже знакомое желание иметь возможность присесть в уютное кресло или на мягкий диван и здесь, желательно в тишине, прочесть пару-тройку страниц из приглянувшейся книги.
Немаловажное преимущество идеального для немцев магазина — наличие собственного интернет-сайта с постоянно актуализируемым предложением, возможность пользоваться компьютером для самостоятельного заказа нужной книги и, пока довольно редкое в отечественной практике, — право получения книги на день-два для «пробного» чтения с последующим возвратом — если не понравилась. Наконец, часто высказывалось пожелание, может быть, банальной, но по-человечески вполне понятной услуги, в особенности для посетителей с детьми — наличие в магазине туалета для посетителей. Остальные параметры идеального книжного магазина в немецкой версии практически совпадают с отечественной: часы работы, качество персонала, кафе, парковка, площадка для детей, «биржа» книгообмена, массовые мероприятия магазина и т.п.
Вместе с тем, есть и некоторые несовпадения, их природа — национальные различия в образе жизни и инфраструктуре жизнеобеспечения: отдел аудиокниг с возможностью прослушивания, заказ книги с поставкой в тот же день, иногда — в обусловленный час, выставки работ художников в торговом зале, обширные отделы иностранной книги по жанрам, мероприятия с привлечением деятелей культуры, циклы литературных вечеров и т.д.
Итак, совершенно очевидна тенденция сближения представлений россиян и жителей Германии об идеальном книжном магазине. Что еще раз свидетельствует: отечественная рыночная модель в рамках книжной отрасли развивается по вполне определенному, доказавшему свою успешность сценарию.
Источник: «Топ-Книга»