Битва за контент: медиарынок на грани серьезного передела

Руперт Мёрдок не хочет делиться прибылью.

Медиамагнат, владелец медиаимперии News Corp. Руперт Мёрдок в интервью Sky News заявил, что вскоре разработает механизм, который запретит новостным агрегаторам вроде Google News, Yahoo News и другим использовать контент своих изданий. Агрегаторы зарабатывают миллионы долларов, собирая программными роботами информацию в Сети, но не участвуя в её создании.

При этом пользователи предпочитают ходить на Google News, а не на сайты самих изданий: так проще, удобнее и нагляднее, ведь новостные агрегаторы не только собирают новости, но и сортируют их по степени важности, группируют по темам и т.д.

Впервые о своём стремлении прекратить всякие контакты с Google Мёрдок заявил ещё в августе. Тогда казалось, что здравый смысл восторжествует и медиамагнату подскажут, что «в интернете так нельзя». Однако чуда не случилось и сейчас Мёрдок говорит, что закроет свои самые популярные сайты от взоров посторонних, будет брать деньги за просмотр контента на них и запретит новостным агрегаторам использовать даже ссылки на его ресурсы. И произойдёт это уже в следующем году.

Ранее Мёрдок и вовсе планировал покончить с Google News и прочими «нахлебниками» ещё до конца года, однако техническая сторона вопроса оказалась сложнее. Впрочем, сроки введения моратория на бесплатное потребление статей и другого контента не так важны.

В заявлении Мёрдока содержатся две очевидные угрозы. Во-первых, Мёрдок — владелец огромного числа влиятельных и популярных СМИ. Среди них газеты The Wall Street Journal, Times, The Sun, The Australian, телеканал Fox News, бесконечное число журналов и телекомпания 20th Century Fox. Если за использование всего этого контента придётся платить, многие пользователи по всему миру останутся без источников информации, к которым они привыкли.

Во-вторых, влияние фигуры Мёрдока в медийном мире сложно переоценить. Мнению этого человека доверяет большинство представителей отрасли, а это значит, что если Мёрдок решит сделать свою медиаимперию платной в том числе и в интернете, то этому примеру могут последовать многие издатели.

Например, главный редактор The New York Times Билл Келлер неоднократно говорил, что хотел бы сделать сайт газеты платным. Единственная причина, почему этого до сих пор не произошло, — опасения, что денег всё равно не будет, а аудитория упадёт в разы. Келлер говорит, что сама идея платного контента неплоха, однако она может оказаться верной только в том случае, если сбудутся все оптимистичные прогнозы издателей. Поэтому главред NYT не торопится и предлагает сначала взглянуть на опыт своего главного конкурента.

Некоторые затеи Мёрдока оказались вполне успешными. Перекупив у семьи Бэнкрофт, лидера в мире деловой информации, газету The Wall Street Journal в конце 2007 года, Мёрдок сделал её сайт полностью платным — и сейчас это самое успешное платное интернет-издание в мире с более чем 25 млн уникальных посетителей. Основной доход сайт получает не от рекламы, а от платной подписки. Пользователи крайне неохотно платят за развлекательный контент в интернете, благо и бесплатного предостаточно. Но деловая информация прежде всего — инструмент зарабатывания денег. И многие готовы платить за доступ к качественной аналитике.

Несмотря на это, российские медиаменеджеры в новую затею Мёрдока не верят. Главный редактор ресурса Slon.ru Леонид Бершидский в интервью «Часкору» заявил: «За борьбой такого монстра, как Мёрдок, с такой стихией, как Google, очень интересно наблюдать. Мне кажется, в конечном счёте победит всё же Google, хотя я, как его большой фанат и тоже производитель достаточно непростого в изготовлении контента, желаю Мёрдоку победы.

Вряд ли поисковый трафик так уж значителен для мёрдоковских сайтов, у которых есть и лояльная аудитория, и куча других возможностей для продвижения. Наверняка Мёрдок посмотрел на эту долю и только потом принял такое решение».

Советник генерального директора ИД Media3 и член правления всемирной организации издателей IFRA Василий Гатов добавляет: «С точки зрения подавляющего большинства экспертов индустрии, путь, который избрала News Corp., да ещё с метаниями чуть ли не каждую минуту, скорее всего, не ведёт никуда. Это связано с тем, что введение платы за доступ к контенту тех сайтов, которые зарабатывают большие деньги на рекламе, ведёт к фактическому исчезновению выручки. Доля трафика, которую сайты News Corp. получают через Google News, — 10%, а от Google Search— 15%. Отказ от этих сервисов означает для Мёрдока очень большие потери в деньгах. Так может поступить только человек, который ничего не понимает в интернете. Понимание природы и возможностей интернет-среды до сознания величайшего медиаменеджера просто не дошло».

В последнее время эксперты всё чаще говорят о Мёрдоке в прошедшем времени. Дескать, создатель самой большой в мире медиаимперии постарел — ему уже 78 лет и его подходы к управлению уже не работают, особенно в интернете. И это неудивительно: в те годы, когда Мёрдок только начинал, интернет мог присниться только писателям-фантастам. Сегодня же некоторые идеи человека, неоднократно признанного самым влиятельным медиаменеджером в мире, называют «сенсационными фантазиями».

Собственно, знаменитый медиамагнат и работает в интернете не столько из-за любви к новому формату, сколько из-за опасений, что в Сеть мигрирует весь контент планеты, а печатные СМИ умрут навсегда.

Простой пример: на момент покупки социальной сети MySpace она была самой крупной в мире. Мёрдок «слегка» её коммерциализировал, ввёл множество платных услуг, сконцентрировался на тех направлениях деятельности компании, которые должны были приносить наибольшую выгоду. Итог — Facebook уже обогнал конкурента по размеру аудитории. Более того, аудитория детища Марка Цукерберга прирастает десятками миллионов новых пользователей каждый месяц, а вот аудитория MySpace снижается. Меж тем за MySpace Мёрдок заплатил 580 млн долларов, что в 2005 году было колоссальной суммой.

Ещё один интересный факт раскопали журналисты Financial Times. Оказывается, Мёрдок, при всей своей расчётливости и прагматичности, каждый месяц тратит миллион долларов на аренду офиса в Лос-Анджелесе, который никак не используется и стоит пустым. Медиамагнат рассчитывал, что там будут сидеть сотрудники MySpace, штат которой разрастётся так, что не будет умещаться в своём родном офисе.

Одним словом, Мёрдок стареет, и это понимают все: и его ближайшее окружение, и эксперты на медиарынке. Но пока всё ещё остаётся одним из самых влиятельных людей в медийной отрасли и может влиять на её развитие. Станут ли в конечном итоге качественные новости в интернете платными? «Частный корреспондент» верит в бесплатное будущее контента и не хочет, чтобы это произошло.

Текст: Олег Леонидов

Источник: Частный корреспондент