Система ценностей «Олма Медиа Груп»

С Дмитрием Николаевичем Ивановым, генеральным директором «Олма Медиа Груп», в прошлом — первым вице-президентом одного из крупнейших российских банков, редакция «Радио России» встречалась больше года назад и обсуждала темы, связанные с кризисом. Сбылось все, что предсказывал тогдашний гость. Причем в такой степени, что даже многие политологи и известные экономисты, тоже бывавшие в студии, не оказались настолько близки к истине.

— Издательство, которым вы руководите, — «Олма Медиа Груп», — является одним из крупнейших издательств даже по европейским масштабам. В нем много новаций, которых не встретишь в других местах — и по подбору людей, и по подбору издаваемых авторов, в том числе научных, и художественной литературы. Это был чистый бизнес, или все-таки вам чего-то не хватало, когда вы заглядывали в книжные магазины?

— Скажу честно: для меня работа в медийной отрасли — это бизнес. И наверное, было бы неправильно патетически рассказывать, что, зайдя как-то в книжный магазин, я принял решение изменить сложившуюся систему книгоиздания. Конечно, нет. Но когда занимаешься своим делом как бизнесом, ты неизбежно привносишь в этот бизнес свои целевые установки и ценности. Поэтому, может быть, и в книгоиздании, в котором я тружусь, мне и людям, с которыми я работаю, удается реализовывать желаемое, исходя из нашего понимания общечеловеческих ценностей.

— А что вы понимаете под общечеловеческими ценностями? Сейчас важно расставить акценты, потому что в понятии возникла некоторая путаница, и бизнес сыграл в этом отнюдь не последнюю роль…

— Если говорить применительно к книгоизданию, то крупное российское издательство как правило универсально. То есть издает книги от эзотерики до художественной литературы. Другое дело, на чем оно специализируется, чего издается больше и какого качества, — это уже однозначно выбор людей, работающих в том или ином издательстве. Поэтому когда мы издаем книги, посвященные или отражающие те или иные ценности, это и есть отражение нашего восприятия мира, наших ценностей. Когда мы издаем литературу, посвященную нашей истории, месту России в мире, это тоже наши ценности. Литература о религии — тоже наша ценность. Таким образом, через книги, которые оказываются на полках книжных магазинов, мы и отражаем наше ценностное видение…

— Я был поражен некоторыми вашими изданиями (хотя и видел их всего несколько штук): это альбомы, посвященные творчеству великих художников, таких как Мане. Мало того, что это действительно ценные альбомы, которые привлекают огромное внимание; там еще и великолепные тексты, рассказывающие об их творчестве. А кроме того, там вставлены вкладки точных фотокопий рукописей и писем великих художников. Мне пришлось слышать, что автором идеи выпуска таких альбомов были именно вы…

— Спасибо, что заметили эту серию; она действительно очень интересна и уникальна, и на российский книжный рынок мы вывели ее впервые. Посвящена она не только художникам, не только Мане, импрессионистам, Леонардо да Винчи; она посвящена и спортивным событиям, футбольным чемпионатам. Есть альбомы, посвященные историческим событиям. Недавно мы выпустили альбом, посвященный Ивану Грозному. Сама идея наполнения книги документами, их фотокопиями позволяет читателю увидеть в реальности не только объясняющий текст, но сам первоисточник…

— Мы подошли к очень важной теме — проблеме реализации издаваемой вами продукции на рынке. Говоря об альбомах, я упустил из виду, что цена на них — значительно более низкая, чем обычно в мировой практике, и иностранцы, иногда приобретающие такого рода книги, очень удивляются: у них это стоит едва ли не на порядок дороже. Вообще, что происходит сегодня на издательской ниве, — ведь кризис все еще не покинул наши пределы, и само слово не забыто?..

— Обстоятельства и экономика не позволяют забыть… Если говорить о книжной отрасли, то она находится сейчас в состоянии очень серьезного кризиса. По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем падение продаж в денежном выражении на тридцать пять процентов. Правда, к счастью, наша компания не является показателем: в этом году у нас наблюдается даже прирост продаж на шестнадцать процентов. А отрасль в целом демонстрирует падение… И это несмотря на то, что цены на продаваемую продукцию выросли.

— С чем это связано? Даже в самые тяжелые, смутные времена люди часто обращаются к духовному. Увеличивается посещаемость театров, кино, увеличивается продажа книг… Почему же кризис наступил сейчас? Рынок перенасыщен?

— Тенденция с точки зрения поиска человеком духовных ценностей замечена верно. Почему же такое сильное падение в издательской отрасли? Причины две. И первая — отрасль вошла в кризис 2008-го года, уже будучи в кризисном состоянии. Тогда отрасль была организована абсолютно нерыночно, имела переизбыток выпускаемой продукции, а срок оборачиваемости продукции составлял (и сейчас составляет) восемнадцать месяцев…

Источник: Радио России