«Новая власть над миром»

Создатель boingboing.net Марк Фрауэнфельдер о своем образе жизни, звуках типа honk, особой концепции, троллях, компании Virgin America, связи, которая захватит мир без боя, пчеловодстве и технической интеллигенции.

Коллективный блог boingboing.net — один из самых читаемых онлайн-ресурсов в мире (400 000 посещений в день). Он занимает второе место в рейтинге самых влиятельных блогов мира по версии The Guardian. Большинству пользователей Boing Boing известен как «Справочник удивительных вещей» (A Directory Of Wonderful Things). Обычно под такой формулировкой скрывается сборная солянка, куча материалов обо всем и всех. К сервису с подобным реноме не сразу проникаешься доверием. Но не в случае с Boing Boing. В Boing Boing пишут гики — умные, любознательные, слегка помешанные на добыче интересной информации. Результат — эксклюзив, качество и тысячи цитирований в день по всей сети.

Создатель Boing Boing Марк Фрауэнфельдер тоже гик и тоже помешанный (третье место в рейтинге журнала Forbes «Знаменитости интернета»). Всегда им был. И когда руководил Wired. И когда писал книги о необычных и интересных вещах (в 2010 году выйдет его шестое издание «Сделано вручную»). Ну и, конечно, когда открывал boingboing.net.

По сравнению с воинственными российскими блогерами этот американец на удивление жизнерадостный и восторженный. А также скромный, простой и непритязательный. Участвует в популярных телешоу, открывает художественные выставки и рекламирует продукцию Apple — всегда будто в одной и той же уютно поношенной ковбойке.

Пристрастие Марка к рабочей одежде неудивительно, он ведь мастер на все руки. В детстве вместе с отцом, инженером-электриком, собирал радиоприемники. Теперь ведет приусадебное хозяйство. Впрочем, между этими двумя увлечениями был длительный период журналистского творчества — сначала в местной газете, потом в различных серьезных журналах и, наконец, в собственном издании…

В 1988 году Марк вместе с женой Карлой Синклер основал Boing Boing — простой и недорогой бумажный зин (так в Америке называют самиздат, от англ. magazine — «журнал»), который в 1995-м обзавелся своим сайтом, в 2000-м стал веб-блогом, а в 2003-м — блогом коллективным (его принялись вести сразу четыре редактора: сам Фрауэнфельдер и его друзья по Wired Кори Доктороу, Дэвид Песковитц и Шени Жарден) и весьма популярным.

— У нашей популярности несколько причин, — говорит Марк. — Когда мы начинали, было всего-то, наверное, несколько сотен блогов. А первопроходцы всегда получают преимущество. Плюс авторы — хорошие, профессиональные журналисты, которых я привлек к участию. Мы делали компетентные обзоры, освещали интересные события. Нам всем вместе и каждому в отдельности удавалось уловить и отразить самые важные тенденции в Cети и в современной культуре. Кроме того, мы всегда очень много писали, это тоже важно. Вот вы заходите в интернет и думаете: «А что бы мне почитать? Посмотрю-ка Boing Boing, там всегда есть что-то новенькое».

— От лучших профессионалов в узких областях?
— Да, в разное время с нами работали бывший редактор популярного блога Gizmodo Джоэль Джонсон, Роб Бешицца, ранее работавший для Wired News, программист Карен Марсело, комик Джон Ходгман, писатели-фантасты Руди Ракер, Брюс Стерлинг, Джон Ширли, Чарльз Платт и другие.

— В какой момент вы стали зарабатывать на Boing Boing деньги?
— Примерно к 2004 году это хозяйство стало уж очень дорого содержать (под $1000 в месяц). Тогда я решил, что пора пробовать продавать рекламу. Поговорил с другом, который имел большой опыт работы в журналах, и попросил его нами заняться. Так что мы стали коммерческим предприятием совершенно случайно — оказалось, реклама у нас продается хорошо, и для четверых редакторов блога работа над Boing Boing незаметно стала основным занятием, в прямом смысле образом жизни.

— Как и где отбираются материалы для публикации в блоге?
— Иногда я пишу о том, что со мной происходит, о своей жизни, прочитанных книгах, просмотренных фильмах. Иногда беру интересные вещи с сайтов, многое мне присылают читатели. Я подписан на более чем 100 новостных лент. А вообще это все происходит как-то само собой… Не удивляйтесь.

— Кто отбирает материалы для публикации? Все редакторы?
— Нет. Мы мало общаемся — живем в разных местах, для связи используем Skype, e-mail и пр. Пару раз в год собираемся и обсуждаем производственные вопросы. А ежедневно просто постим контент. Бывает, разные люди присылают одновременно одинаковую информацию — в этом случае преимущество у того, кто успел первым.

— То есть у блога нет какой-то особой концепции? Все происходит быстро и стихийно?
— Нет у нас никакой особой концепции. Вернее, она в том, что каждый из нас ищет и размещает интересные материалы. До или после нажатия кнопки «Опубликовать» мы ничего не обговариваем.

— В том числе и с пользователями. Я про опцию «Оставить комментарий» — она у вас то появляется, то исчезает…
— Нас замучили тролли — люди, которые любят вмешиваться в разговоры и мешать участникам. И мы решили поступить радикально — вообще закрыть комментарии. Это было в 2003 году. Но время шло, мы соскучились по дискуссиям, и в 2007-м после редизайна решили восстановить опцию, но на этот раз с премодерацией.

— А откуда взялся «охотник за единорогом»?
— Это выражение придумала наш редактор Шени Жарден. Картинка с единорогом возникает в качестве антидота для постов с неприятными, шокирующими изображениями. И как будто смягчает ситуацию. Почему единорог — не знаю. Ну, вот так получилось. Кстати «Охотником за единорогом» был назван один из самолетов поклонницы нашего блога — компании Virgin America. Она сама попросила придумать название для борта. Ну мы и предложили нашу коронную фразу. А теперь Virgin America еще показывает наши телепрограммы (точнее, телеверсию нашего блога) на своих рейсах.

— Кто занимается технической поддержкой Boing Boing?
— Первые три-четыре года это была моя обязанность, но работы становилось все больше, и мы решили пригласить профессионалов. Наш администратор живет в Канаде, я сам никогда с ним не встречался. Это друг Кори Доктороу, нашего редактора, прекрасный специалист. За те пять лет, что он с нами, мы падали всего раза два, не больше. А непосредственно технической стороной сайта занимается инженер из Англии.

— Кстати, откуда у блога такое название — Boing Boing?
— В то время, когда мы с женой только открывали зин Boing Boing, существовал ряд изданий с названиями, обозначающими забавные звуки типа honk, buzz, blab… Мне пришлась по душе эта идея. Кроме того, Boing Boing — это веселое, живое слово, которое в шутливом и позитивном ключе передает смысл быстрого переключения внимания с одной идеи на другую.

— Вас не пугает конкуренция? Techcrunch.com, kottke.org…
— Дайте подумать. Меня, наверное, пугают те, кого я не знаю. Представляете, где-нибудь в глухой провинции сидят в своей лаборатории в подвале родительского дома 16-летние ребята и придумывают какое-нибудь крутое средство связи или массовой информации, которое через несколько лет захватит мир без боя — и мы все без работы. За ними не угонишься! Но это неизбежно должно случиться. А что касается перечисленных вами сайтов, то могу сказать так: у нас есть своя ниша, мы выработали уникальный стиль, собственный взгляд на вещи.

— Где вы любите бывать в интернете? Так сказать, для души.
— Очень люблю смотреть фотографии, иллюстрации периода 1920-1960 годов. В эти 40 лет случился расцвет изобразительного искусства, дизайна. Он вдохновляет меня в работе. Восхищаюсь историками, энтузиастами, которые занимаются этим периодом, проводят исследования и выкладывают интересные находки в интернете, делая их доступными для всех. Есть сайты, посвященные журнальным иллюстрациям, мультипликации тех лет. Не будь интернета, мы не увидели бы набросков, эскизов, интервью тех времен.

— Похоже, вы все время в поиске, даже для души.
— Да. Это моя страсть и высшая потребность — находить необычные случаи, факты и тут же делиться с читателями и друзьями. Этим я занимаюсь большую часть жизни, большую часть дня. И трудно оторваться. Так и сижу, пока укачивать не начинает.

— А как же ваше приусадебное хозяйство?
— О, это тоже моя страсть! В мире сейчас происходит революция «Сделай сам». Люди живут в городах, но переходят на самообеспечение, как фермеры, — учатся работать руками, пользоваться инструментами и даже сами делают их. Они в полном смысле слова хозяева своей жизни: все производят сами — пищу, одежду, сами решают, чем им заниматься, как проводить свободное время, какую музыку слушать, и сами определяют моральное и материальное вознаграждение за свой труд. На первый план возвращается общинная, местная экономика, даже появляется местная валюта, деньги, которыми пользуются в пределах одного города. Представляете, как это сильно меняет людей? Они начинают жить с удовольствием. Развиваются отдельные члены общества — развивается общество в целом.

— Какова в этих революционных преобразованиях роль интернета?
— Роль его огромна! Я недавно увлекся пчеловодством, теперь мед у меня свой. Никто из соседей в этом не разбирается. Так я нашел в интернете опытных пчеловодов, готовых помочь советом. Вы знаете, отличные люди. Настоящие братья по духу, единомышленники. И многие из них, как и я, живут в Лос-Анджелесе. Теперь мы, пчеловоды Лос-Анджелеса, регулярно собираемся, встречаемся, семьями дружим. Интернет снял многие барьеры, освободил человека.

— В интернете встречаются ваши интересные идеи…
— Одна из моих любимых: помещаем видеокамеру внутрь бумажного змея и запускаем его. Получаются интереснейшие съемки окрестностей с необычного ракурса. Другой пример: делаем из старой компьютерной мыши робота, который реагирует на яркий источник света, движется к нему. И дети, и взрослые в полном восторге! Они перестают бояться домашней электроники, когда видят, что ничего сложного в ней нет.

В последнее время меня интересует установка солнечных батарей. Электричество дешевле не становится, а собственный генератор освобождает человека, делает его независимым. Мы учим, как из недорогих материалов делать сложные вещи — свое электричество, свое продовольствие (я, кстати, кур держу). Пишем о том, как более рационально использовать приусадебный участок, чтобы ни один квадратный метр не простаивал, — такое, знаете, садоводство с точки зрения технической интеллигенции. Это новая власть над миром. Чему нас учит кризис? Нельзя больше лениться. Люди в наше время вынуждены быть изобретательными.

СПРАВКА

Марк Фрауэнфельдер, блогер, журналист, иллюстратор, писатель, основатель блога boingboing.net. Родился в Денвере, штат Колорадо (дату и год рождения скрывает). Учился на инженера в Университете Колорадо. Работал в компаниях Memorex и Fujitsu, занимался разработкой дисковых накопителей. С 1993 по 1998 год был редактором в журнале Wired. Позднее открыл и стал главным редактором его онлайн-версии. C 1998 по 2001 год вел колонку в журнале Playboy. В настоящее время в качестве главного редактора возглавляет журнал для любителей современных технологий Make и продолжает писать для boingboing.net. Boing Boing — лауреат двух главных премий Webby и Bloggie Awards 2005 года. Блог входит в рейтинг «50 лучших сайтов 2009 года» по версии The Time и занимает второе место в списке «50 наиболее авторитетных блогов в мире» The Guardian. В 1993 году Марк придумал дизайн обложки диска Билли Айдола Cyberpunk. С 1995 года пишет книги. С октября 2009 года ведет колонку в F5.
Текст: Елена Гукова

Источник: Газета F5