Главный редактор Wired написал книгу об экономике бесплатного

anerson-free Халява, сэр!

Chris Anderson. Free: The Future of a Radical Price. Random House, 2009.

Признайтесь, вы не против халявы. Слово, может быть, и не самое благозвучное, зато приятное. Сколько бы нам ни рассказывали, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а бесплатного ланча и вовсе не бывает, всё равно, услышав «бесплатно», мы только рады. Обмануться? И обмануться тоже. Нет более верного способа делать деньги, чем на человеческих слабостях — чревоугодии, тщеславии… Любви к халяве в числе семи смертных грехов нет, но бизнес на ней делать тоже можно.

Собственно, о том, как именно может быть устроена экономика, в которой что-то раздаётся бесплатно, и рассказывает в свой книге Free известный американский журналист Крис Андерсон, главный редактор культового журнала американских гиков и венчурных капиталистов Wired. И пишет он о куда более интересных вещах, чем бесплатные пробнички духов, пакеты памперсов молодым мамам и прочий маркетинг-мерчандайзинг.

Как интернет-гуру он интересуется прежде всего экономикой Сети, где радикальное снижение стоимости железа и сетевого трафика в конце концов приводит к почти нулевым издержкам на обслуживание пользователя. «Всё, что в цифре, рано или поздно будет бесплатным», — «успокаивает» Андерсон борцов с цифровым пиратством.

Вспомните, как проникал широкополосный доступ в ваш дом. Сначала предлагали немного трафика за очень большие деньги, потом много трафика — за большие, потом очень много трафика — за небольшие. Чем закончилось? Деньги всё ещё берут, но уже за трафик без ограничений. То есть трафик стал фактически бесплатным: денег стоит уже не он сам, но скорость, обслуживание, удобство, дополнительные функции типа онлайнового ТВ и т.д.

Но доступ — это только «прихожая». Войдя в Сеть, вы быстро обнаружите, что в ней есть громадное количество сервисов, получить которые можно бесплатно. Кто же за это всё-таки платит?

Иногда — вы сами, когда бесплатных функций какого-нибудь сервиса начинает не хватать, а дополнительные возможности предлагаются уже за деньги (бизнес-модель «фримиум», при которой предоставление базовых бесплатных функций обеспечивают доходы от платных пользователей). Иногда — рекламодатели, которым нужно ваше внимание и время, и они готовы оплатить для вас бесплатный сервис, лишь бы у них был шанс попасться вам на глаза со своей рекламой.

Существенная часть «бесплатной» экономики — и рассказ Андерсона об этом особенно любопытен — и вправду работает практически без денег: её нематериальный результат создаётся бесплатным трудом людей, которым нужно что-то, что бывает дороже денег, — репутация, уважение, статус, самореализация. Так, например, получилась «Википедия».

Жить в мире, где слишком многое бесплатно, непривычно. Тем более непривычно это бизнесмену, который привык получать деньги за товар желательно сразу, а ещё лучше заранее. Но деваться, в общем, некуда — чем бы вы ни занимались, у вас рано или поздно появится конкурент, способный извлечь выгоду и из халявы.

Да, кстати, до 14 сентября на сайте, посвящённом книге Андерсона, её электронную версию можно было скачать совершенно бесплатно. Если, конечно, не считать того, что на первой же странице читатель видел рекламу Adobe и, конечно же, самой книги в её бумажной версии.

Текст: Владимир Харитонов

Источник: Частный корреспондент