Липки и антитоталитарный фронт

О девятом Форуме молодых писателей России.

Поясню для тех, кто не знает. «Липки» – это условное название Форума молодых писателей России, организованного Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (президент – Сергей Филатов). В среде молодых (да и не только) писателей – понятие знаковое. Уже девять лет подряд в октябре полторы сотни (в этом году было, кажется, рекордных 180, видимо, за счет участников из стран СНГ) пишущих людей до 35 лет приезжают в подмосковный санаторий Липки, где, разбившись на мастер-классы (проза, поэзия, драматургия, критика и публицистика, детская литература), обсуждают тексты друг друга. Разумеется, не сами по себе, а с помощью редакторов толстых журналов и писателей-профессионалов. Помимо этого – встречи с писательской, культурной, общественно-политической элитой. Острые дискуссии. За 9 лет (из них 8 лет координировала работу форума многоопытный редактор Ирина Ковалева) выросло поколение, которое условно называют «новыми писателями». Несколько десятков имен, активно работающих в литпроцессе.

Форум не скрывает своего либерального вектора (хотя в Липках работают и семинары консервативных литературных журналов «Москва» и «Наш современник»). И приглашенных гостей, несмотря на разность «опер» и «жанров», можно скорее отнести именно к немодной нынче категории тех, кто любит 90-е. В этом году, например, перед участниками выступали политик Леонид Гозман, литературный критик Наталья Иванова, писатель Владимир Маканин, правозащитник Лев Пономарев, литературовед Мариэтта Чудакова. Я говорю об этой не самой очевидной детали не просто так. Дело в том, что за неполные три недели, что прошли после 9-го Форума, вышло по крайней мере две «антилипкинские» статьи. И если в первой (в «Дне литературы») всего лишь наивно оспаривается сама идея форума как форма литературной учебы (о чем действительно можно спорить), то во второй критик Капитолина Кокшенева с тревогой размышляет о нарождении нового «антитоталитарного фронта», еще одного «ликвидаторского проекта».

На такую рефлексию зам. отдела культуры журнала «Москва» навел показанный в Липках фильм режиссера Павла Бардина «Россия-88» о скинхедах. На показ приехал сам режиссер, в присутствие которого развернулась бурная дискуссия, чуть не дошедшая до драки. Про драку я, конечно, утрирую, хотя Кокшенева финальную часть своей статьи посвящает именно инвективам, обидам, крикам, угрозам и прочим, довольно бытовым, деталям. О художественных достоинствах фильма (и о том, много ли их вообще) говорить не буду. Я в этом не столь компетентна, а в журнале «Искусство кино» уже была большая дискуссия. Это такое псевдодокументальное кино. Юный националист-полукровка снимает на любительскую камеру (эффект любительской камеры стопроцентен) будни скинхедов, их драки, разговоры. Конструктивного сюжета нет. Также в фильме опрашивают реальных людей. Как они, грубо говоря, относятся к фразе «Россия для русских». Все респонденты, самых разных слоев, полов и возрастов, фразу поддерживают. Именно это, по замыслу, и должно заставить нас задуматься. Однако многие посчитали фильм фашистским, и даже были разговоры о его запрете. По аналогии с искусством слова в это можно поверить. Ведь романы и повести (но чаще просто опусы) о скинхедах (некоторые из которых даже входили в шорт-листы литературных премий) пишутся именно ксенофобами.

Впрочем, на самом-то деле совершенно неважно, что там реально думает режиссер Павел Бардин. Фильм действительно акцентирует проблему, которой, как утверждает Кокшенева, в России нет. Ей кажется, что фильм оскорбляет русских людей, представляя их вот таким быдлом. Это по крайней мере странно, ведь никаких обобщений там нет, а разницу между народом (любым) и маргинальными слоями каждый нормальный человек должен ощущать без объяснений. Если пьяный таджик напал на тебя с лопатой, это вовсе не говорит обо всех таджиках и шире – носителях персидской культуры. И так далее.

Тем не менее от неприятия конкретного фильма (что очень понятно, там действительно много натурализма и жестокости) Кокшенева переходит к выводу, что все растет из тех самых 90-х, а «антитоталитарный фронт» пытается объявить тоталитарным и христианское миропонимание, и русский тип культуры (уж не идеологию ли молодых националистов она пытается назвать русским типом культуры, уж это действительно оскорбительно). И еще, очень удивили вот эти слова критика: «Задавая на улице вопрос «Россия для русских?», вопрошающие никого не спросили, что они под ним понимают. И почему режиссер так заранее уверен, что их русский ответ обязательно и априори содержит презрение к другим народам?» Получается, сама Кокшенева тоже готова ответить на этот вопрос утвердительно.

В общем, если вернуться к форуму, то никакой «симптоматики распада», как выразилась одна из оппоненток, у взращенных им писателей нет, и на дешевую «Фабрику звезд» (в чем обвиняет она же) это не похоже. Да, есть пара дутых фигур, но ведь их все равно сдует время. Да, на форум часто приглашаются очень слабые ребята, но они потом либо отсеиваются, либо работают над собой. Упертые графоманы найдутся не только на всероссийском форуме, но и в любом лито, и в Литинституте, и где угодно. Самое главное в Липках, о чем не устает повторять и сам организатор форума Филатов, – это ни в коем случае не политика и даже не работа в семинарах (которая действительно иногда ничего не дает), а общение. Молодые писатели, живущие в самых разных концах страны, хорошо друг друга знают и даже дружат (бывает, правда, что и ненавидят). Знакомство всегда начинается в Липках. При этом есть и ротация. К примеру, в этом году почти не было завсегдатаев первых форумов, ставших сейчас зрелыми и довольно известными, много было новичков.

Форумы запоминаются не только лекциями об экономике, литературе, искусстве и даже судебной психиатрии, но и многочасовыми дебатами в узком кругу. Так формируется литературная среда. В этом году, к примеру, в блогах тоже бурно обсуждают и запойные выходки участников, и любовные романы, и смешные казусы. Замечательный писатель потерял свою челюсть, кто-то пробрался в аппаратную и прервал выступление поэта Олеси Николаевой пением попсового шлягера и т.д.

Вот из такого сора, из личных бесед, ссор, примирений, литературных споров, буквально за десять лет (форуму молодых писателей – 9 лет, независимой национальной премии «Дебют» – 10) выросло целое поколение. Говорю это без капельки пафоса, ведь цену этому поколению еще не определили.

Текст: Алиса Ганиева

Источник: НГ Ex Libris